Приведенный в данной работе материал позволяет сделать ряд обобщений. В связи с усложнением отражения, связанного, хотя и неоднозначно, со степенью развитости нервной системы, происходит изменение поведения и деятельности на разных стадиях эволюции.
Критерием психического согласно гипотезе А.Н. Леонтьева (позже дополненной и развитой К.Э. Фабри) выступает появление специфической чувствительности, отличной от простой раздражимости. Чувствительность предполагает, что животное способно реагировать на биологически нейтральные воздействия, косвенно связанные с возможностью удовлетворения потребностей.
На стадии элементарной сенсорной психики животное улавливало относительно простые сигналы и реагировало на них относительно несложными движениями.
У животных, обладающих центральной нервной системой можно наблюдать и гораздо более сложные формы поведения, которые развертываются в виде сложных программ (инстинктов).
На стадии интеллекта животное уже в состоянии решать двухфазные задачи, использовать в качестве готовых орудий подручные средства. А не просто руководствоваться высокоцелесообразными инстинктами.
Особого внимания заслуживает проблема возникновения и развития сознания. А также роли трудовой деятельности, изготовления орудий труда, общения, речи и языка в его появлении и усложнении в процессе развития человеческого вида.
[1] Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987. - с. 60
[2] А.Р.Лурия. Лекции по общей психологии. Эволюционное введение в психологию. – Режим доступа: psychology.ru. Глава 1.Проблема возникновения психики. Допсихическая и психическая жизнь
[3] Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. – М., 1998, с.171-172
[4] А.Р.Лурия. Лекции по общей психологии. Эволюционное введение в психологию. – Режим доступа: psychology.ru. Глава 1.Проблема возникновения психики. Допсихическая и психическая жизнь
[5] А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, Лекция 6
[6] А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, Лекция 9
[7] А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, Лекция 10
[8] А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, Лекция 11
[9] А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, Лекция 12
[10] А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. – www. mywork.ru. Глава 2
Барьеры коммуникации
Что же вкладывают молодые люди в процесс невербального общения?
Отметим выбор «психологических значений» невербального поведения для возраста от 17 до 25 лет (студенческий возраст): отношения составляют 23%, интеллектуально-волевые состояния – 22%, эмоциональные состояния – 17%, действия - 16%, социальная роль, статус – 12%, качества л ...
Вклад функционализма в развитие психологии.
Джемс (Jams) Уильям (1.11.1842, Нью–Йорк – 16.08.1910) — американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма. Рассматривал сознание, понимаемое как «поток сознания», в плане его приспособительных функций. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В «эмпирическом Я», или «личности» им были ...
Каковы взаимоотношения учеников (старших классов) подростков с родителями?
Чтобы ответить на этот вопрос было проведено социологическое исследование.
Выдвинуто несколько гипотез:
1. У большинства учащихся (подростков) отношения с родителями скорее нейтральные, чем доверительные и теплые.
2. Вряд ли подростки доверяют свои сокровенные тайны родителям.
3. Отношения с друзьями у них более теплые, чем с родите ...