Приведенный в данной работе материал позволяет сделать ряд обобщений. В связи с усложнением отражения, связанного, хотя и неоднозначно, со степенью развитости нервной системы, происходит изменение поведения и деятельности на разных стадиях эволюции.
Критерием психического согласно гипотезе А.Н. Леонтьева (позже дополненной и развитой К.Э. Фабри) выступает появление специфической чувствительности, отличной от простой раздражимости. Чувствительность предполагает, что животное способно реагировать на биологически нейтральные воздействия, косвенно связанные с возможностью удовлетворения потребностей.
На стадии элементарной сенсорной психики животное улавливало относительно простые сигналы и реагировало на них относительно несложными движениями.
У животных, обладающих центральной нервной системой можно наблюдать и гораздо более сложные формы поведения, которые развертываются в виде сложных программ (инстинктов).
На стадии интеллекта животное уже в состоянии решать двухфазные задачи, использовать в качестве готовых орудий подручные средства. А не просто руководствоваться высокоцелесообразными инстинктами.
Особого внимания заслуживает проблема возникновения и развития сознания. А также роли трудовой деятельности, изготовления орудий труда, общения, речи и языка в его появлении и усложнении в процессе развития человеческого вида.
[1] Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987. - с. 60
[2] А.Р.Лурия. Лекции по общей психологии. Эволюционное введение в психологию. – Режим доступа: psychology.ru. Глава 1.Проблема возникновения психики. Допсихическая и психическая жизнь
[3] Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. – М., 1998, с.171-172
[4] А.Р.Лурия. Лекции по общей психологии. Эволюционное введение в психологию. – Режим доступа: psychology.ru. Глава 1.Проблема возникновения психики. Допсихическая и психическая жизнь
[5] А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, Лекция 6
[6] А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, Лекция 9
[7] А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, Лекция 10
[8] А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, Лекция 11
[9] А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, Лекция 12
[10] А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. – www. mywork.ru. Глава 2
Речь основана на индуктивном логическом способе убеждения.
Список примененных тропов: метафора, сравнение, метонимия, гипербола, эпитет, антономазия, ирония.
Список примененных фигур: оризм, этиология, характеризм, апокрисис, эпитропа, эпифонуменон, диэременон, диэксод, меризм, антитеза, перифраз, плеоназм, синайтросм, полисиндетон, полиптотон, зевгма, паринтеза, гомеоптотон. ...
Функции общения
В характеристике общения важными являются его функции. Б. Ломов выделяет три группы таких функций - информационно коммуникативную, регуляторно-коммуникативную и аффектно коммуникативную.
Информационно коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции имеет несколько уровней. ...
Роль общения в формировании личности. Роль общения в развитии познавательных
способностей, поведения и личностных особенностей человека
С рождения у ребенка никаких способностей нет, имеются лишь задатки к их развитию. Сами по себе задатки не могут превратиться в способности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими (взрослыми) людьми, то это в значительной степени задержит его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойт ...