План:
1.
Титченер - основоположник структурализма
2.
система взглядов: содержание сознательного опыта
§ понятие ошибки стимула
§ определение сознание и разума. Сравнение сознания и разума
§ понятие структурной психологии
3.интроспекция:
§ систематическая экспериментальная интроспекция по Кюльпе
§ понятие реагентов- субъектов исследования
4.элементы сознания:
а) три основные задачи психологии
б) три основных элементов сознания
в) четыре основных характеристики ощущения
г) исследования аспирантов Титченера: отказ от трехмерной теории чувств Вундта
д) отказ Титченера от собственных взглядов.
Конспект лекции
Моя лекция является начальной в теме «Структурализм». В ней я лишь начну описывать взгляды Титченера.
I
. Титченер всегда заявлял о себе как о приверженце системы Вундта, с которой он познакомился во время своего пребывания в Германии. Однако, приехав в США он произвел в ней впечатляющие изменения и разработал свою собственную теорию, получившую название структурализма. Структурализм- система психологии Титченера, которая имеет дело с сознательным опытом, зависящим от испытывающего его субъекта.
Титченер сосредоточил свои усилия на изучении элементов психики и их механической связи посредством ассоциации.
Далее интересно отметить следующий факт
:
Первой аспиранткой, защитившей докторскую диссертацию по психологии, была Маргарет Флой Уошбэрн. Она была автором серьезного исследования по проблемам сравнительной психологии «Разум животных».
Около 1910 года Титченер начал писать книгу, в которой собирался наиболее полно отразить свою систему взглядов. Но он умер в возрасте 60 лет от опухоли мозга, прежде чем смог закончить работу.
Теперь обратимся к основной части теории Титченера:
II
. Система взглядов: содержание сознательного опыта.
Предмет психологии
заключается в изучении сознательного опыта,так как именно такой опыт зависит от испытуемого субъекта.
Титченер предупреждал, что при изучении сознательного опыта нельзя допускать так называемой ошибки стимула- то есть смешение психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта
. Объект наблюдения должен описываться не обыденным языком, а языком терминов осознанного его восприятия.
Титченер определял сознание как сумму наших переживаний, существующих в данный момент времени, а разум как сумму наших переживаний, накопленных в течение жизни.
Сознание и разум во многом схожи - за исключением того, что сознание включает в себя психические процессы, происходящие в текущий момент, а разум содержит в себе общий итог этих процессов.
Структурная психология представляла собой чистую науку, не имеющую прикладного значения. Титченер заявлял, что в ее задачи не входит лечение «больной психики», изменение человеческого сознания. Ее единственно правильной целью является открытие сути или структуры психики.
Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов
Показано, что одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. ...
Что такое стресс?
В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Психологи применяют еще термин дистресс (distress (англ.) - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда), которым обозначают, говоря простым языком, сильный стресс неприятной направленности. Не вдаваясь в научно-терминологические тонкости, будем понимать под стрессом силь ...
Познавательные, эмоционально-волевые и психические процессы
Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются[1].
Психические процессы охватывают:1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мы ...