План:
1.
Титченер - основоположник структурализма
2.
система взглядов: содержание сознательного опыта
§ понятие ошибки стимула
§ определение сознание и разума. Сравнение сознания и разума
§ понятие структурной психологии
3.интроспекция:
§ систематическая экспериментальная интроспекция по Кюльпе
§ понятие реагентов- субъектов исследования
4.элементы сознания:
а) три основные задачи психологии
б) три основных элементов сознания
в) четыре основных характеристики ощущения
г) исследования аспирантов Титченера: отказ от трехмерной теории чувств Вундта
д) отказ Титченера от собственных взглядов.
Конспект лекции
Моя лекция является начальной в теме «Структурализм». В ней я лишь начну описывать взгляды Титченера.
I
. Титченер всегда заявлял о себе как о приверженце системы Вундта, с которой он познакомился во время своего пребывания в Германии. Однако, приехав в США он произвел в ней впечатляющие изменения и разработал свою собственную теорию, получившую название структурализма. Структурализм- система психологии Титченера, которая имеет дело с сознательным опытом, зависящим от испытывающего его субъекта.
Титченер сосредоточил свои усилия на изучении элементов психики и их механической связи посредством ассоциации.
Далее интересно отметить следующий факт
:
Первой аспиранткой, защитившей докторскую диссертацию по психологии, была Маргарет Флой Уошбэрн. Она была автором серьезного исследования по проблемам сравнительной психологии «Разум животных».
Около 1910 года Титченер начал писать книгу, в которой собирался наиболее полно отразить свою систему взглядов. Но он умер в возрасте 60 лет от опухоли мозга, прежде чем смог закончить работу.
Теперь обратимся к основной части теории Титченера:
II
. Система взглядов: содержание сознательного опыта.
Предмет психологии
заключается в изучении сознательного опыта,так как именно такой опыт зависит от испытуемого субъекта.
Титченер предупреждал, что при изучении сознательного опыта нельзя допускать так называемой ошибки стимула- то есть смешение психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта
. Объект наблюдения должен описываться не обыденным языком, а языком терминов осознанного его восприятия.
Титченер определял сознание как сумму наших переживаний, существующих в данный момент времени, а разум как сумму наших переживаний, накопленных в течение жизни.
Сознание и разум во многом схожи - за исключением того, что сознание включает в себя психические процессы, происходящие в текущий момент, а разум содержит в себе общий итог этих процессов.
Структурная психология представляла собой чистую науку, не имеющую прикладного значения. Титченер заявлял, что в ее задачи не входит лечение «больной психики», изменение человеческого сознания. Ее единственно правильной целью является открытие сути или структуры психики.
Взаимоотношения со взрослыми
Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.
Среди тем, которые желательны в общении с ними:
· выбор будущей профессии;
· взаимоотношения с окружающими;
· учебные дела;
· вопросы морали;
· о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоо ...
Уверенность в себе
Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его уверенности в себе.
Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же ...
Конкуренты
Сейчас существует множество психологических организаций, предоставляющих услуги групповой и индивидуальной психотерапии, психокоррекции. Все они работают в рамках какого-либо направления. Но ни одна из них не позиционирует себя как работающая на основе экопсихологических методов или занимающаяся их разработкой. Поэтому, с нашей точки зр ...