Психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение) у человека сопровождаются речевой деятельностью и проявляются в ней.
Речевая деятельность-это процесс использования человеком языка в целях общения (усвоения опыта и передачи его следующим поколениям). Речь, способная говорить – отличительная особенность, которая выделяет человека из всего животного мира.
Звуки, издаваемые животными, – это всего лишь, безусловно – рефлекторное выражение различных внутренних биологических состояний. Ф. Энгельс писал, что под влиянием необходимых совместных согласованных действий неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась, и человек постепенно научился произносить членораздельные звуки. Так появился тончайший анатомо-физиологический аппарат речевого общения – орган речи, свойственный только человеку. К периферическим органам речи относятся органы дыхания, гортань, голосовые связки, зубы, губы. Центры речи находятся в разных отделах головного мозга: механизм произнесения звука находится в лобных долях мозга, слушания и понимания речи – в височных. И.П. Павлов писал: В человеке прибавляется, можно думать, специально в его лобных долях, которых нет у животных в таком размере, другая система сигнализации. Другая система сигнализации – вторая сигнальная система, слова, произносимые, слышимые и видимые в виде текста. Слова служат для называния всего, что человек воспринимает, слова употребляются людьми для взаимного общения, словами выражается мысль человека.
Речь, которой человек пользуется «про себя», когда думает, называется внутренней речью, предназначенная для других называется внешней. Внешняя речь может быть устной (диалогической или монологической) и письменной.
В устной диалогической речи люди ставят друг другу вопросы, отвечают на них, высказывают согласие, одобрение или возражение, порицание – словом, беседуют.
При диалогической речи следует придерживаться таких правил: выслушивать высказывания собеседника до конца, понимать его вопросы и возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Вилами свидетель Пренебрежение этими правилами свидетельствует о низкой культуре человека.
В практике общения людей большое место занимает монологическая речь. Это может быть лекция, доклад, выступление на собрании и др. Монологическая речь продавца, например, может быть выражена в форме устной рекламы. Любая форма монологической речи требует от говорящего умения последовательно излагать мысли, выражать их ясно, отчётливо. Успех монологической речи зависит и от того, как человек чувствует аудиторию, ее реакцию, поведение и отношение к тому, что он сообщает.
Письменная речь обращена не к слушателям, а к читателям. Она требует грамматической правильности, точного употребления слов, строгого плана. Она имеет свои преимущества: написанное можно перечитать, исправить. Но отсутствие непосредственного контакта пишущего с читателем создает свои трудности: пишущий не может использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего восприятия своей мысли. Поэтому письменную речь необходимо строить так, чтобы мысли в ней получали наиболее полное словесное выражение. Практика письменной речи помогает развитию точного и правильного мышления.
В речевой деятельности отмечают три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательность характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Иногда люди говорят продолжительно, но малосодержательно: слов много, а мыслей мало. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или. Наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит из влияния ее на мысли, чувства и волю слушателя, читателя.
Понятие личность
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на п ...
Характеристика памяти как компонента
познавательной деятельности
Память
- способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с ...
Ассоциативное мышление
Ассоциативное мышление характеризуется связью мыслей без непосредственного опознания цели. Грезы, поток сознания, автоматическое письмо, сновидения – некоторые его виды. Они могут служить источниками важной информации о терапевтической ситуации, привести к интуитивным открытиям. В этой связи ассоциативная стратегия может оказаться адекв ...