Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте
Страница 3

Материалы » Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте » Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте

Есть основания полагать. Что на описываемом этапе (2,5 -3 года) специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа действием «опредмечивания». Отдельные впечатления от действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. Например, при дорисовывании неопределенных изображений дети превращают квадрат в дом, телевизор, будку для собачки и т.п. поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие стабильной общей деятельности), их образы могут отличаться значительной оригинальностью. «Опредмеченный» образ становится первой ступенью в овладении средствами воображения как высшей психической функции, так как возможность его использования позволяет ребенку направлять свое воображение на решение стоящей перед ним задачи.

Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а ее сукцессивное разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводило к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее. Так, в эксперименте с дорисовыванием неоконченных изображений детей младшей группы просили сначала рассказать, что они нарисуют. А потом уже рисовать. Оказалось. Что практически все дети, успешно выполнявшие задание на дорисовывание без предварительного планирования, или отказались от нового задания, или спустились на более низкий уровень его выполнения (изображение геометрических фигур или рисование рядом с фигурой - эталоном) (13).

Второй этап в развитии воображения – возраст 4 -5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на освоение норм. Прежде всего, социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать.

Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогических воздействий связано то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается (19).

В этом возрасте, по данным работы психологической консультации (13), у здоровых детей снижается чистота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Устойчивые внутренние конфликты чаще всего проявляются в построении элементарных замещающих воображаемых ситуаций: дети начинают придумывать истории про плохого мальчика, который вместо них делает все шалости, выдумывают себе друзей и т.п.

Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисование, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящих характер, так как ребенок 4 – 5 лет нацелен на следование образцам. Отклонения от образцов в процессе овладения ими возможны, но они обыгрывающий. Часто случайный, ненаправленный характер. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ, как и более младших детей, строится путем использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. Слово может включаться в этот процесс, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.

К 4 – 5 годам в процессе воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Это проявилось в экспериментах О.М.Дьяченко на дорисовывание, когда ребенка просили сначала рассказать, что он нарисует, а затем уже рисовать. Если в младшем возрасте такое предложение. Как правило, разрушало деятельность, то с 4 – 5 лет дети переходят к ступенчатому планированию. Дети называют один шаг своего плана (например: «я здесь нарисую домик»), довольно точно реализуют его (обычно дают схематическое изображение домика), а потом, увидев результат. Начинают от него пошагово выстраивать цепочку преобразований (дополняют изображение деталями, рисуют рядом что – нибудь еще и т.п.). иногда такое ступенчатое планирование отражается в громкой речи ребенка: «Нарисую домик», - «А теперь трубу и окошечки», затем – «Рядом с домиком девочку нарисую» и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5


Понятие слушанья
Вербальное общение состоит из двух процессов – слушания и говорения. Мы привыкли считать, что общение – это прежде всего разговор и молчаливого человека называем необщительным. Это представление является одним из основных стереотипов восприятия. В действительности хорошим собеседником считается тот человек, который умеет слушать. Приче ...

Барьеры коммуникации
Что же вкладывают молодые люди в процесс невербального общения? Отметим выбор «психологических значений» невербального поведения для возраста от 17 до 25 лет (студенческий возраст): отношения составляют 23%, интеллектуально-волевые состояния – 22%, эмоциональные состояния – 17%, действия - 16%, социальная роль, статус – 12%, качества л ...

Психологические приемы влияния на партнера во время делового общения
Эффективность делового общения зависит от глубокого знания предмета разговора, создания атмосферы взаимного доверия, умения обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов. При подготовке к беседе определите: что необходимо и уместно сказать, что обязательно вызовет интерес парт ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru