Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Теоретический обзор особенностей воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общая характеристика воображения
Страница 3

Материалы » Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи » Теоретический обзор особенностей воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общая характеристика воображения

Следует отметить, что для активизации воображения необходимо наличие «строительного материала», роль которого выполняют образы памяти, т.е. представления, полученные ребенком в процессе познания окружающего мира.

Изучению проблемы взаимосвязи воображения и памяти посвящены работы Л. С. Выготского, П.П. Блонского, З.М. Истоминой, А.А. Люблинской. Так, П.П. Блонский отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением. Постоянно развиваясь, эти процессы находятся в тесной взаимосвязи.

Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения всегда отводилось должное место в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская). Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что дети с задержкой речевого развития оказываются отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения. Дети, речевое развитие которых идет с отклонениями от нормы, также оказываются с чрезвычайно бедными формами воображения.

Л.С. Выготский подчеркивал связь воображения ребенка с речью. Он считал, что " . очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоение речи ." [4]. И он полагал, что существует три группы факторов, показывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием: во-первых само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развивает его воображение; во-вторых, задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения; в-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.

Современные исследования, направляемые на выявление роли слова в развитии воображения, весьма не многочисленны.

Так, Л.С. Коршунова отмечает, что воображение основано на чувственных образах, но преобразование этих образов может осуществляться в логической форме, то есть в воображении обязательно сочетаются и образные и логические компоненты [14].

Е.Л. Лустина изучала особенности воображения детей на вербальном и образном материале (сравнивались особенности комбинирования предъявлявшихся испытуемым картинок и слов). Автором было установлено, что вербальное и образное комбинирование материала имеют сходные механизмы. При этом специфическая роль слова в процессе развития воображения не рассматривалась.

В исследовании А.М. Мхитарян было показано, что воображение развивается от непроизвольного к произвольному, что с возрастом происходит снижение эмоционально - образных показателей и ограничение ассоциативных рядов. Упорядочение словесных связей ведет к упорядочиванию и произвольности самого процесса воображения.

Е.М. Струниной было показано, что работа над смысловой стороной слова приводит к сдвигам в воображении ребенка.

Психологические характеристики речи и их роль в психологическом развитии ребенка были подробно рассмотрены А.Р. Лурией. В соответствии с этим можно предположить, что специфика использования слова в процессах функционирования воображения связана, прежде всего с семантикой слова и планирующей функцией речи.

Благодаря развитию речи, а в связи с этим и развитию понятийного мышления, воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления.

Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, В.П. Глухов, В.Н. Касаткин и другие подтвердили предположение о том, что нарушение речи неминуемо ведет к различным расстройствам со стороны как произвольного, так и непроизвольного воображения.

Данные возрастной психологии и психофизиологии подтверждают сказанное выше.

Таким образом, анализ психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях процесса воображения в норме:

· воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;

· специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем переструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;

Страницы: 1 2 3 4


Коммуникативная сенситивность
Поскольку билингвы, живущие в двуязычной среде, часто переключаются с одного языкового кода на другой, у них подсознательно развивается способность к чуткому (сенситивному) восприятию окружающих и понимание особенностей коммуникации в конкретной ситуации. Каждый раз им нужно задумываться, какой язык выбрать для общения в данный момент. ...

Изучение креативности и стереотипности мышления
Творчество (англ. Creativiti). В узком смысле - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л.С. Выготский писал, что в таком случае «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создал ...

Способ 4. «Назад к природе»
Прохладный душ и легкий завтрак под любимую музыкальную композицию (классика, джаз) или под запись звуков природы: шума дождя и ветра, шороха морского прибоя, птичьего щебета - зарядят энергией и вдохнут умиротворение в вашу душу. Хорошо взбодрит прием природными стимуляторами типа травяных чаев или фитобальзамов (китайский лимонник, от ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru