Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Особенности современной ситуации в психологии по мотивам Л.С. Выготского
Страница 1

Материалы » Особенности современной ситуации в психологии по мотивам Л.С. Выготского

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое ис­следование опирается на нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

Я считаю, что основная заслуга Выготского заключается в том, что он «напрочь» разрушил традиционную предметную область психологии, так как Лев Семёнович опирался на естественнонаучную парадигму в психологии.

Как известно, прежние десятилетия психология была пре­имущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

Исследование практически всей системы психических явлений – от элементарных ощущений и до психических свойств личности, – направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.

Знаменательно, что за выбором Льва Семёновича той или иной исследовательской стратегии в психологии стоит, во-первых, определенное понимание характера связи теоретической психологии с практикой, во-вторых, определенное решение проблемы предмета психологической науки. Так переориентация методологии психологии на принцип практики (психотехническая парадигма) направлена на устранение разрыва между теоретической и практической психологией. В качестве предмета исследования в этом случае выступает психотехническая деятельность по организации и реорганизации сознания человека. Реализация естественнонаучной парадигмы (в ее нынешнем виде) в большей степени способствует параллельному и относительно независимому существованию фундаментальной и прикладной психологии, порождая проблему приложения теоретических знаний на практике.

Страницы: 1 2


Регуляция сна
Аутогенная тренировка позволяет засыпать и пробуждаться в заданное время. Для вызывания сна проводится первое упражнение без выведения из состояния покоя. Релаксация переходит в сон. Для пробуждения применяют самовнушение. ...

Основные принципы запоминания новой информации
Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот ...

Возможные психологические проблемы и прогнозируемые психологические трудности жертв грузино-осетинских военных действий
Безусловно, стоит отметить, что у жертв грузино-осетинских военных действий зафиксированы травматические и посттравматические реакции на произошедшие события. Первые возникли, как правило, во время самих военных действий, а вторые - связаны с воспоминаниями людей о том, что им пришлось пережить и увидеть. Задачей психолога здесь выступа ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru