Возможна ли успешная, эффективная деятельность организации, которая главной задачей считает поддержание собственной стабильности, неизменности своих многочисленных характеристик и тратит на это почти всё время и ресурсы? Подавляющее большинство современных авторов (и практикующих менеджеров, и теоретиков от разных наук) отвечают вполне однозначно: нет. В наши дни, чтобы просто выжить, а тем более эффективно функционировать, организация должна изменяться, поэтому изменения в ней происходят постоянно.
Многие попытки добиться значительных организационных изменений заканчиваются неудачей, а по результатам некоторых исследований таких случаев большинство. Одной из главных видимых причин неудач часто называется организационное сопротивление. Сопротивление изменениям – явление не случайное, имеющее свою логику и, по мнению некоторых исследователей, даже неизбежное. Несмотря на излишнюю категоричность этого утверждения, практический опыт показывает, что бесконфликтное внедрение изменений в организации является скорее исключением, чем правилом. Некоторое сопротивление персонала встречается почти всегда при более или менее значимых изменениях. Говоря о практической неизбежности в организации сопротивления изменениям, очень важным представляется вопрос о фактических причинах его возникновения, поэтому, описывая такое явление как сопротивление, исследователи часто концентрируются на поиске и описании его причин. Учитывая многообразие возможных причин, ведущих к сопротивлению изменениям, и необходимость их дифференциации, были попытки экспериментальной оценки значимости этих причин.
Например, на российских предприятиях по данным двух исследований имеют место:
индивидуальные (непризнание проблем или несогласованность в понимании их причин; недоверие к инициатору перемен) и организационные причины («навязывание» изменений, опасения увеличения объема работ) по Дж. Коттеру;
технические (отсутствие обратной связи с руководством), политические («революционность» изменений) и культурологические причины (игнорирование традиций) по С. Фролову с различной оценкой их значимости.
Сопротивление в реальной практике может иметь множество форм, которые существенно отличаются друг от друга. Но возникновение организационного сопротивления естественно требует принятия определённых мер по его преодолению. Этот вопрос в определённые моменты существования организации становится ключевым практически для всех руководителей. Его решение значительно усложняется из-за того, что в последние годы повышается вероятность возникновения стрессов на работе (и для руководителей, и для сотрудников), потому что рабочее пространство подвергается воздействию широкого спектра социоэкономических и технологических изменений. Уровень стресса сотрудников современных организаций чрезвычайно высок, а ситуация организационных изменений является одной из наиболее стрессогенных.
В проведённом нами ранее исследовании была проверена гипотеза о том, что, исходя из индивидуальных моделей преодоления стресса или копинг-стратегий сотрудников, руководитель может более эффективно предсказывать и преодолевать ситуации сопротивления изменениям. Результаты исследования, однако, показали, что стратегия преодоления стресса сотрудника лишь в незначительной степени предопределяет его поведение в случае возникновения организационного сопротивления изменениям. Нами был сделан вывод о необходимости включения в исследование дополнительных факторов, таких как: базовое отношение сотрудников к организационным изменениям, влияние эффекта социальной желательности или конформизма (связаны с уровнем групповой сплочённости и позицией коллег), личная рациональная заинтересованность в изменениях. В настоящее время проводится исследование влияния данных факторов на процесс сопротивления изменениям. Предполагается, что на уровне практического использования полученные результаты позволят более осмысленно прогнозировать поведение сопротивления сотрудников и создавать более эффективные системы мер по преодолению этого сопротивления.
Взаимоотношения
личности и общества
Существовало и существует немало попыток систематизировать воззрения по решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.
Из современных течений к теории взаимодействия личности и общества относится прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т.Парсонс) и теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф). /2;с.69/
Необходимо отме ...
III период: с начала 50-х гг. 20 в. и по
сегодняшний день
В этот период создается целый ряд собственно психологических теорий обучения, т.е. разрабатываются теоретические основы педагогической психологии. Так, в 1954 г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-х годах Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем В. Оконь, М.И. Махмутов построили целостную систе ...
Понятие коллективного бессознательного.
Коллективное бессознательное есть часть психики, которая отрицательным образом может быть отличена от личностного бессознательного тем фактом, что в отличие от последнего оно не обязано своим существованием личному опыту и не является персональным приобретением. Содержания коллективного бессознательного в отличие от личностного бессозна ...