Кафедра психологии АГПУ ведет работу в указанном направлении в течение ряда лет. Ежегодно обновляются тестовые программы, позволяющие диагностировать психологическую готовность абитуриентов к учебно-профессиональной педагогической деятельности, и Разработана программа психологического сопровождения студентов 1-2-х курсов в период педагогической практики. Программа диагностирования психологической готовности абитуриентов к учебно-профессиональной деятельности строилась на общеизвестных принципах психологического отбора:
1 системного подхода (психологическая готовность абитуриента к учебно-профессиональной деятельности рассматривается как система);
2 личностно-деятельностного подхода (психологическая готовность абитуриента рассматривается как интегративный показатель социально-психологической зрелости выпускника школы, необходимый для успешного овладения им программным материалом в вузе, для построения конструктивного стиля общения со школьниками на практике, для оптимальной реализации личностного профессионального плана);
3 устойчивости к влиянию случайных факторов (при проведении обследования для всех испытуемых созданы одинаковые условия);
4 активности (результаты тестирования используются для решения формирующих задач на этапе профессиональной подготовки);
5 адекватности (результаты диагностики зачисленных абитуриентов соотнесены с эффективностью их учебно-профессиональной деятельности).
В программу диагностирования психологической готовности абитуриентов к учебно-профессиональной деятельности вошли тесты, Как показало исследование, психологическая готовность студентов 1-2-го курсов к практической деятельности в школе способствует формированию индивидуального стиля их общения с учащимися в ходе педагогической практики, а также служит основой выбора определенного способа реализации личностного плана профессионального самоопределения в адаптационный период.
На этом этапе ведущую роль играет превалирование оценочного, операционного или мотивационного компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности:
при высоком уровне развития этих компонентов у студентов складывается в основном конструктивный стиль деятельности и общения на педагогической практике, гармоничный или прагматичный тип реализации личностного плана профессионального развития (80%);
при недостаточном уровне развития операционного компонента готовности студенты либо самоустраняются от деятельности, либо пытаются копировать образцы поведения других: более успешных студентов или учителя (85%);
при недостаточном уровне развития оценочного компонента готовности студенты могут ориентироваться на такие способы деятельности и общения, которые не всегда соответствуют их индивидуально-типологическим особенностям. Это вызывает деформацию стиля деятельности и общения на педагогической практике (33%);
при низком уровне развития мотивационной готовности студенты, как правило, занимают самоустраняющуюся, пассивную позицию (50%).
При составлении и апробации компьютерной диагностической программы мы столкнулись с трудностями:
1) среди стандартизированных тестов преобладают опросники, использование которых затрудняет получение реальной оценки того или иного компонента готовности, так как имеется большая вероятность создания абитуриентами социально-желаемого образа;
2) затруднен выбор коэффициентов соотношения всех оцениваемых компонентов готовности с точки зрения их значимости для абитуриентов на данном этапе профессионального становления и в зависимости от их индивидуальных особенностей;
3) по санитарно-гигиеническим нормам абитуриенты могут проводить за компьютером не более одного часа, кроме того, через 40-60 минут у любого человека наступает естественное утомление, снижается качество работы. В связи с этим возникла проблема в отборе тестов, позволяющих за ограниченное время максимально полно оценить выделенные ранее компоненты психологической готовности абитуриентов;
4) в связи с тем, что имеющиеся у абитуриентов представления о педагогической деятельности и опыт общения оказывают влияние на все компоненты психологической готовности, возникает вопрос о выборе содержания диагностической программы;
5) итог тестирования, высвечиваемый на мониторе по окончании всей процедуры без пояснений экзаменатора, иногда оказывает негативное психологическое воздействие на эмоциональное состояние абитуриента. В связи с этим для обоснования итоговой оценки и снятия излишней тревожности абитуриентов в итоге тестирования, помимо балла-результата, высвечиваются некоторые показатели, которые позволяют экзаменатору прокомментировать итог.
Функциональное состояние
Функциональное состояние – является общей, интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее состояние множества его структур. Функциональное состояние зависит от особенностей характера выполняемой деятельности; значимости мотивов, побуждающих к выполнению конкретной деятельности; величины сенсорной нагрузки, которая может д ...
От чего зависят слуховые ощущения
Слуховые ощущения человека зависят от атмосферных условий.
При повышенной влажности воздуха лучше ощущаются звуки низкий частоты. Возрастает слышимость при более низкой температуре и при повышении атмосферного давления. Такие явления, как туман, дождь, снегопад действуют в сторону понижения слуховых ощущений. Слуховые ощущения снижаютс ...
Внимание
Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек — воспринимающая и мысл ...