А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать — утомительно для тела.
Еккл. 12, 12
В условиях современной жизни родителям нелегко влиять на светское образование детей: для младшего и среднего возраста программа стандартна и дается государством.
Было бы бесполезно обсуждать — что из этой программы образования является действительно необходимым и что ненужным балластом. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом, реагируя на него так, как делали это христиане первых веков — времен господства язычества.Вопрос для родителей состоит только в том — нужно ли дополнять чем-либо обычное школьное образование (сверх духовного воспитания).
Этот вопрос следует решать строго индивидуально — в зависимости от склонности ребенка.
В общем случае — этого делать не надо, и все свободное время, которое остается у школьников и их родителей, употреблять на дополнение светского образования духовным (изучение Священного Писания, истории Церкви, жизни святых отцов и богослужения).
Нужно помнить, что всякое светское дополнение школьного образования будет отнимать время и силы и отразится ослаблением духовного развития, о значении которого для души ребенка говорить излишне. И не будут ли подобные — дополнительные к школе занятия (светскими науками) теми «заботами житейскими», которыми не следует отягчать свои сердца по заповеди Самого Господа (Лк. 21, 34).
Вспомним также слова Премудрого Соломона, который говорит, что «много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12, 12). Из этих слов видно мнение Соломона, что приобретение истинной мудрости не зависит от количества прочитанных книг. О том же пишет епископ Феофан Затворник: «Пусть считается главным — изучение веры, пусть лучше время назначается на дела благочестия и в случае столкновения преимуществуют последние над ученостью».
Но для некоторых детей могут быть сделаны исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства проявляются определенные склонности, например, к музыке, живописи, поэзии, изучению природы и т. д. В этом случае родителям надо способствовать развитию в ребенке соответствующих, данных ему от Бога, талантов и искать соответствующих учителей. Занятия с последними подготовят ребенка для будущей специальности.
Другое дело с развитием в ребенке специальных трудовых навыков. Этой стороной образования в интеллигентных семьях обычно пренебрегают.
Выше (см. главу «Спасение душ родителей более всего зависит от детей») уже говорилось о необходимости приучения детей с самого раннего возраста к труду и привычке по возможности самим обслуживать себя. Воспитывая детей, родители могут постепенно развивать у них специальные трудовые навыки и знания, которые в дальнейшей жизни им пригодятся, будут облегчать жизнь, сделают их более полезными членами общества, а может быть, и дадут кусок хлеба в трудные минуты жизни или в тяжелые годины.
Как правило, каждая мать должна научить своих дочерей уменью шить простые платья и белье, вязать и производить перешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна, вместе с тем, быть обучена уменью готовить пищу и хорошо разбираться в сортах и качестве продуктов питания.
Для мальчиков очень важно овладеть начатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонтера, переплетчика и т. п.
Девочек можно научить художественному шитью и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезно приобрести начатки знаний и навыков в области медицины, как-то: уменья перевязывать и бинтовать раны, оказывать первую помощь в несчастных случаях и т. п.
Если в распоряжении семьи имеется клочок земли, то всех детей следует приучать к практике огородного дела и садоводства.
Чем глубже знания удается дать детям по каким-либо из вышеперечисленных профессий, тем лучше: родители могут быть спокойны за дальнейшую участь своих чад в практическом отношении. Они всюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.
Активизация процессов мышления в учебной деятельности
Развитие мышления ребенка происходит постепенно и проходит через последовательные ступени интеллектуального развития – наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.
Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у реб ...
Вступление
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки го ...
Формирование и развитие памяти в онтогенезе
Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала уз ...