Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Управление аудиторией
Страница 1

Переходим теперь к специфике непосредственной передачи сообщения в речевом аспекте, т.е. к особенностям речевого построения сообщения.

Известно, что задача сосредоточения внимания слушателей решается прежде всего вступительной частью, однако овладеть вниманием мало – необходимо удержать его на протяжении всей лекции.

Устойчивость внимания в большинстве случае является результатом слияния произвольного и непроизвольного внимания аудитории. Одним из важнейших условий такого слияния является педагогическое мастерство преподавателя, а также соответствие содержания выступления интересам и установкам аудитории. Однако устойчивость внимания зависит от ряда следующих факторов:

1. Речь должна быть хорошо организована логически.

2. Речь, в которой содержится нечто новое, любопытное для аудитории, удерживает внимание слушателей сильнее, чем речь, где новизна отсутствует.

3. Лекция, в содержание которой включены конфликтные ситуации, а также в которой подача фактов или идей дана в противопоставлении, в значительной мере поддерживает внимание слушателей.

4. Конкретное в речи привлекает внимание сильнее, чем абстрактное. Поэтому с целью поддержания внимания желательно чередовать абстрактные рассуждения с конкретными фактами, примерами, иллюстрациями.

5. Аудитория, как правило, акцентирует свое внимание на тех моментах лекции, которые «подчеркивает» преподаватель. При этом, конечно, для повторения наиболее важных выводов или мыслей всякий раз следует искать новую, оригинальную форму, избегая однообразия.

5. Во время чтения лекции преподаватель должен постоянно поддерживать зрительный контакт с аудиторией в целях воздействия на неё и получения обратной информации от слушателей. Однако наличие зрительного контакта глаз отнюдь не означает, что преподаватель в данный момент видит всех и каждого. Но впечатление такого контакта с каждым слушателем создается в том случае, если лектор во время лекции будет переводить медленно взор от одной части аудитории к другой, от передних рядов к задним, не оставляя без внимания никого из слушателей. Однако не следует слишком долго задерживать взгляд на одном из слушателей, выбрав его в качестве определенного «барометра». Это может смутить слушателя или, наоборот, будучи польщен столь исключительным вниманием, он может реагировать слишком эмоционально на речь, невольно стараясь «угодить» преподавателю.

О сосредоточенности внимания аудитории свидетельствует тишина в зале, спокойные позы и внимательные взоры слушателей, устремленные на преподавателя. Однако, если слушатели начинают отвлекаться, глаза их теряют выражение интереса, в аудитории поднимается легкий шум, то для восстановления утраченного внимания следует прибегнуть к определенным приемам. Перечислим некоторые из них.

1. Голосовые приемы.

Для активизации внимания аудитории достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. Иногда можно использовать обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота или понижение тона голоса. В некоторых случаях можно использовать изменение темпа речи, особенно её замедление.

2. Жест и движения.

Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории. Причем движение лектора вперед, по направлению к слушателям, как правило, усиливает внимание, в то время как движение назад дает определенную разрядку.

3. Пауза.

Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине лекции часто может оказать «гипнотизирующее» влияние на аудиторию, сосредоточивая её внимание на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем голосовые приемы.

4. Вопросы, которыми прерывается речь

, всегда вносят определенную разрядку, обостряют внимание аудитории, заставляют её думать вместе с преподавателем.

5. Неожиданный перерыв мысли

. Как правило, внимание аудитории восстанавливается, если преподаватель неожиданно прерывает начатую мысль и, некоторое время поговорив о другом, вновь возвращается к недоговоренному ранее. Кстати, подобный прием можно использовать и для того, чтобы возвратиться к тому месту речи, которое было случайно пропущено преподавателем («Да, чуть было не забыл…»).

Страницы: 1 2


Методика "10 слов"
Автор: А.Р. Лурия Апробация: Цель: определение особенностей памяти, отклонений в психическом статусе (истощаемость, утомляемость, неустойчивость внимания). Стимульный материал: 10 односложных и двусложных слов. Проведение обследования: задание даётся в несколько этапов. Ребёнку даётся инструкция: "Сейчас я прочту 10 слов. Слуша ...

Проблемы визуального кода в работах психологов
В когнитивной психологии сформулировано большое количество гипотез относительно автоматически сформированных в процессе восприятия когнитивных структур. Внимательного рассмотрения требует гипотеза о том, что образные схемы связаны с визуальными кодами. В кодах информация представлена в сжатом и обобщенном виде. Механизмы формирования к ...

Значение мотивационного и когнитивного компонентов в структуре общения?
В структуре общения выделяются мотивационный компонент, когнитивный и поведенческий. ü Мотивационный предполагает анализ потребностей и мотивов, лежащих в основе общения. С этой точки зрения могут быть контакты, содержанием которых является направленность людей друг на друга, потребность быть вместе, например, при влюбленности, др ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru