Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Теоретические основы изучения эмоций

Материалы » Эмоциональная неустойчивость человека » Теоретические основы изучения эмоций

Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию [1].

Эмоциональный процесс включает три основных компонента.

Первый - это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться [3].

Второй компонент – знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная – побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент - степень контроля эмоции. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны [6].

Эмоциональное возбуждение может принять также форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям, но эта тенденция блокируется.

Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Форма эмоционального процесса зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Специфически адресованными будут все сигналы, связанные с определенными потребностями, например пищевой, сексуальной, дыхания и т.п. В случае слишком сильных воздействий раздражителей возникает боль, отвращение, пресыщение [5].

Другим источником эмоциональных процессов являются предвосхищения: сигналы боли, сильной и продолжительной депривации, вызывающие страх; сигналы возможного неудовлетворения потребности, вызывающие гнев; сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие надежду; сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающие любопытство.

Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции в зависимости от того, с какой потребностью они связаны, и в зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него пли он этой возможности лишен [6].

Проблемы эмоций, как известно, относятся к числу кардинальных проблем психологической науки. Воля личности проявляется в волевом действии, в котором есть механизм сознательных и бессознательных уровней. Регуляцию целостной человеческой деятельности можно рассматривать на трех уровнях регуляции: социальном, психологическом (с подуровнями личности и индивида) и биологическом (уровень организма), особенно важно рассматривать ее на переходах между уровнями. Каждый из этих уровней самостоятельно представлен в волевом действии определенным звеном и определенным видом обратной связи. Единство уровней регуляции порождения действия позволяет понять многообразие и сложность эмоционально-волевой регуляции и вести анализ сразу двух ступеней психики: сознательного и бессознательного.

Личность, как иерархическая система мотивов и субъект волевого действия, способна восполнить недостаток побуждения своим волевым усилием. Волевое усилие является дополнительным побуждением к цели, которым личность сводит (мобилизует, подавляет, тормозит, регулирует) динамическую сторону мотивации к определенному оптимизму, делает динамику порождения действия управляемой, подчиняет динамику социальному содержанию.

Волевое усилие тесно связано с умением человека сдерживать и координировать свои эмоции. Волевое усилие – «психологический феномен центрального происхождения, оно проявляется в разрешении антагонизма подуровней регуляции порождения действия в пользу ведущего более высокого уровня с представленным в сознании смыслотворческим мотивом, проявляется оно путем восполнения личностью побудительных возможностей идеального мотива».[2].


Формирование и развитие свойств восприятия
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в ...

Групповые динамические процессы семьи как малой группы
Семейная динамика – это изменения и трансформации в семейной системе в процессе ее жизненного цикла при проживании семьей последовательных этапов своего развития. В процессе семейной динамики члены семьи переживают предсказуемые, естественные или нормативные кризисы развития. Они связаны с новыми задачами и содержанием жизнедеятельност ...

Голос
Голос — это звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые связки вибрируют и создают звуковые волны в проходящем через них воздухе. В голосовой аппарат человека входят ротовая и носовая полости с придаточными поло ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru