Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Доверие в системе «мир – человек»
Страница 1

Понимание сущности доверия возможно только при рассмотрении его в более широком, чем сфера общения, контексте. Глубинная, собственно психологическая природа доверия как бы «ускользает», теряется в других феноменах межличностного взаимодействия и персонального существования человека. Неслучайно фундаментальные работы по доверию и в социологии, и в психологии стартуют с анализа философских дефиниций феномена. У А. Селигмена доверие проникает в социальные отношения вдоль границы сложившихся паттернов поведения и ролевых ожиданий в тот момент, когда последние оказываются нежизнеспособными. Своего рода аванс позитивных ожиданий от действия всех партнеров по общению, во многом пересекается с пониманием доверия у Дж. Локка, Д. Юма, И. Канта, Э. Дюркгейма как основы социального порядка и общественного договора.

Т.П. Скрипкина для рефлексии феномена использует философскую онтологию понятий «вера» и «доверие». В основе ее выводов:

- работы М. Бубера о двух типах веры – веры «в» и веры «что», признании истинности чего-либо и доверии кому-либо. В основе первого лежит акт безоговорочного принятия, доверие же есть специфическое состояние, основанное на ценностном отношении субъекта к объекту;

- работы лидеров современной герменевтики Х.‑Г. Гадамера и П. Рикера, показавших, что вера входит в структуру любого познавательного акта и самопознания. Опираясь на веру, человек может понять и принять собственное бытие.

Дистанция между субъектом и объектом веры принципиально неустранима. Когда речь идет о подлинной вере, те же отношения первоначально выглядят как субъект-объектные, но они могут перейти и в отношения субъект-объект-субъектные. Это означает, пишет Т.П. Скрипкина, что, совершив акт принятия, высший уровень которого предполагает отождествление субъекта с содержанием того, во что человек верит, некоторые содержательные образования S изменяются, т.е. меняется содержание его сознания, которое теперь можно обозначить как S'. При этом содержание веры становится сущностью или содержание веры до такой степени принимается субъектом, что происходит акт отождествления субъекта с содержанием веровательной установки. Доверие как специфическая форма веры выполняет другие функции. Отождествление между субъектом и объектом принципиально невозможно при доверительной форме веры, поэтому важнейшая функция доверия – это соотношение субъективного и объективного, позволяющее человеку целостно воспринимать свое бытие.

Доверие человека к миру как базовую установку личности впервые выделил социальный психоаналитик Э. Эриксон. Это первая фаза эпигенеза, первый кризис идентичности, в основе которого – выбор между доверием и недоверием к миру. Доверие определяется Э. Эриксоном как «краеугольный камень жизнеспособности личности» и формируется из органической связи матери и ребенка, а первый его индикатор – готовность ребенка без особой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения. По сути, первое проявление автономности индивида. И доверие к миру, таким образом, формируется одновременно с другой базовой установкой – доверием к себе, неслучайно создатель эпигенетической концепции писал, что наша идентичность – единство индивидуальной и коллективной идентичностей, доверие к миру необходимо рассматривать целостно, в единстве с доверием к себе и другим людям как части этого мира.

Понять логику развития доверия как базовой установки помогают фундаментальные психологические концепции отечественной психологии, анализирующие проблематику отношений человека и мира. Л.С. Рубинштейн определяет мир как «совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен».

Значимость выступает ключевым условием отношений с миром, она служит априорным условием его направленности на те или иные аспекты природы, культуры, социума. Значимость как одну из важнейших детерминант осмысления и отражения окружающего мира человеком подчеркивал в своих работах А.Н. Леонтьев, и в структуре доверия оно определяет меру доверительности в отношениях.

Особую роль при этом играет соотношение внешнего и внутреннего контроля. Л.С. Рубинштейн показал, что развитый внутренний контроль связан с рефлексией и ценностным отношением к собственной целостности. С точки же зрения проблематики доверия, здесь заложено понимание того, что абсолютным доверие человека к себе быть не должно, так же как не должно быть и абсолютным недоверие к себе, ибо абсолютизация недоверия к себе приводит к утрате собственного «Я», индивидуальности, постоянному поиску подтверждения себя самого извне. При абсолютизации же доверия к себе индивид становится сам для себя высшей и единственной ценностью, что, в конечном счете, ведет к деградации личностного развития и отсутствию любой этики. Идеи, заложенные в трудах СЛ. Рубинштейна, служат основанием для психологического понимания доверия как двухполюсного явления. Оно одновременно направлено в себя и в мир, а мера соотношения доверительного отношения к себе и к миру лежит в основе стратегии поведения человека, а значимость и безопасность являются основными универсальными условиями этого специфического отношения, которое предшествует самому акту взаимодействия человека с миром.

Страницы: 1 2


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru