Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Психосемантический анализ становления метафоры профессии в процессе обучения в высшем учебном заведении на примере студентов психологов

Материалы » Психосемантический анализ становления метафоры профессии в процессе обучения » Психосемантический анализ становления метафоры профессии в процессе обучения в высшем учебном заведении на примере студентов психологов

В концептуально - теоретической основе своего исследования мы опирались на научные взгляды Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Дж. Келли, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева и П.В. Яньшина. Наше исследование посвящено проблеме развития индивидуальной системы значений, затрагивающей области знания психосемантики. В определении значения мы используем подходы Д.А. Леонтьева и В.Ф. Петренко: «значение как системное качество, приобретаемое смыслом слова или высказывание (компонент этого смысла) в условиях единства смыслообразующего контекста» [Д.А. Леонтьев]; и «значение как система дифференцированных признаков предмета или образа, являющаяся выражением личностного смысла в знаковой форме».

Представление о профессии представляет собой комплексное образование, в котором в качестве основных структурных компонентов выступают: представления о профессии и личности профессионала; представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере. В нашем исследовании мы изучаем метафору профессии, как определенный социальный эталон профессионала, обобщенный образ той или иной специальности, отображенный субъектом и дополненный его собственными впечатлениями о данной профессии.

Мы считаем, что в процессе обучения в высшем учебном заведении происходит становление метафоры профессии. Мы намерены выявить различия в образе профессии на различных этапах обучения: начальном (первый курс), среднем (третий курс) и завершающем (пятый курс). Также мы предполагаем наличие зависимости характера метафоры профессии субъекта от уровня его профессионально важных качеств, поскольку метафора профессии и представление о себе как о профессионале тесно связаны между собой в рамках общего представления о профессии. Представление о себе как субъекте профессиональной деятельности формируется в зависимости от уровня развитости профессионально важных качеств. В частности мы используем такие профессионально важные качества как эмпатия, рефлексия и коммуникативные способности.

В исследовании приняли участие студенты пятого, третьего и первого курсов КГМУ факультета клинической психологии.

При проведении исследования использовались следующие методики: метод семантического дифференциала, реп - тест и цветовой тест отношений, а также ряд методик направленных на исследование профессионально важных качеств.

Для обработки экспериментальных данных мы пользовались пакетом программ STATISTICA 6.0.

В методе семантического дифференциала были предложены 39 шкал, направленных на исследования представления о психологе с последующей статистической обработкой и факторизацией результатов.

Метод реп – теста [Дж. Келли] применяется нами с целью качественного рассмотрения метафоры профессии в рамках индивидуальной системы ролевых конструктов субъекта. В тесте использовались 15 сравнений ролей с включением роли психолога. При обработке результатов полученные описания психолога были разделены на категории, что позволило произвести статистическую обработку результатов.

Цветовой тест отношений [О.С. Сермягина; А.М. Эткинд; П.В. Яньшин] – используется для оценки характера метафоры профессии. В использовании данного метода мы полагаемся на концепцию цветового значения П.В. Яньшина. Согласно его высказываниям цвет входит в структуру значений различного типа, и цветовое значение выражается, прежде всего, в отношении субъекта к предмету представления. Поэтому мы, основываясь на выводах П.В. Яньшина, применяем данный метод для исследования субъективного отношения к профессии психолога, как составляющего метафоры профессии. При интерпретации мы основывались на социально – психологическом феномене поляризации цвета. В исследованиях П.В. Яньшина показано, серый, черный и коричневый цвета соотносятся с негативными эмоциями, низким моральным статусом и выступают как «негативные» цвета. Мы будем наблюдать расположение этих «негативных» цветов в позициях выбора испытуемого для осуществления статистической обработки. Мы увидели преобладание выбора «негативных» цветов у студентов пятого курса. Этот факт позволяет нам судить о характере представления о душевной болезни.


Общая характеристика процессов памяти
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознан ...

Функциональная схема познавательного процесса
Для спецификации познавательного процесса как информационного процесса используются функциональные схемы. Блоки - схемы строятся из функциональных блоков, связанных между собой информационными потоками. Грубая функциональная схема познавательного процесса описывает познавательную деятельность как процесс взаимодействия функциональных бл ...

Конкуренты
Сейчас существует множество психологических организаций, предоставляющих услуги групповой и индивидуальной психотерапии, психокоррекции. Все они работают в рамках какого-либо направления. Но ни одна из них не позиционирует себя как работающая на основе экопсихологических методов или занимающаяся их разработкой. Поэтому, с нашей точки зр ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru