В концептуально - теоретической основе своего исследования мы опирались на научные взгляды Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Дж. Келли, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева и П.В. Яньшина. Наше исследование посвящено проблеме развития индивидуальной системы значений, затрагивающей области знания психосемантики. В определении значения мы используем подходы Д.А. Леонтьева и В.Ф. Петренко: «значение как системное качество, приобретаемое смыслом слова или высказывание (компонент этого смысла) в условиях единства смыслообразующего контекста» [Д.А. Леонтьев]; и «значение как система дифференцированных признаков предмета или образа, являющаяся выражением личностного смысла в знаковой форме».
Представление о профессии представляет собой комплексное образование, в котором в качестве основных структурных компонентов выступают: представления о профессии и личности профессионала; представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере. В нашем исследовании мы изучаем метафору профессии, как определенный социальный эталон профессионала, обобщенный образ той или иной специальности, отображенный субъектом и дополненный его собственными впечатлениями о данной профессии.
Мы считаем, что в процессе обучения в высшем учебном заведении происходит становление метафоры профессии. Мы намерены выявить различия в образе профессии на различных этапах обучения: начальном (первый курс), среднем (третий курс) и завершающем (пятый курс). Также мы предполагаем наличие зависимости характера метафоры профессии субъекта от уровня его профессионально важных качеств, поскольку метафора профессии и представление о себе как о профессионале тесно связаны между собой в рамках общего представления о профессии. Представление о себе как субъекте профессиональной деятельности формируется в зависимости от уровня развитости профессионально важных качеств. В частности мы используем такие профессионально важные качества как эмпатия, рефлексия и коммуникативные способности.
В исследовании приняли участие студенты пятого, третьего и первого курсов КГМУ факультета клинической психологии.
При проведении исследования использовались следующие методики: метод семантического дифференциала, реп - тест и цветовой тест отношений, а также ряд методик направленных на исследование профессионально важных качеств.
Для обработки экспериментальных данных мы пользовались пакетом программ STATISTICA 6.0.
В методе семантического дифференциала были предложены 39 шкал, направленных на исследования представления о психологе с последующей статистической обработкой и факторизацией результатов.
Метод реп – теста [Дж. Келли] применяется нами с целью качественного рассмотрения метафоры профессии в рамках индивидуальной системы ролевых конструктов субъекта. В тесте использовались 15 сравнений ролей с включением роли психолога. При обработке результатов полученные описания психолога были разделены на категории, что позволило произвести статистическую обработку результатов.
Цветовой тест отношений [О.С. Сермягина; А.М. Эткинд; П.В. Яньшин] – используется для оценки характера метафоры профессии. В использовании данного метода мы полагаемся на концепцию цветового значения П.В. Яньшина. Согласно его высказываниям цвет входит в структуру значений различного типа, и цветовое значение выражается, прежде всего, в отношении субъекта к предмету представления. Поэтому мы, основываясь на выводах П.В. Яньшина, применяем данный метод для исследования субъективного отношения к профессии психолога, как составляющего метафоры профессии. При интерпретации мы основывались на социально – психологическом феномене поляризации цвета. В исследованиях П.В. Яньшина показано, серый, черный и коричневый цвета соотносятся с негативными эмоциями, низким моральным статусом и выступают как «негативные» цвета. Мы будем наблюдать расположение этих «негативных» цветов в позициях выбора испытуемого для осуществления статистической обработки. Мы увидели преобладание выбора «негативных» цветов у студентов пятого курса. Этот факт позволяет нам судить о характере представления о душевной болезни.
Новый метод анализа системы взаимодействия «медиа–общество»
Французская социология массовой коммуникации и медиа, обладающая полувековой историей, накопила значительный багаж теоретических достижений. Следует отметить значительную диверсификацию исследовательских объектов, разнообразие идей и подходов, сложившихся на данный момент во французской медиасоциологии. Она склонна к парадигмальным отст ...
Калифорнийский психологический опросник личности (CPI)
Он был разработал по принципу MMPI в конце 60-х годов американским психологом Дж. Гоухом (Gough H., 1960). Цель этого опросника, как указывает сам его создатель, — это "предвидеть, что люди скажут или сделают в определенной ситуации, а также предсказать, что другие скажут о них" (Mergargee M., 1972, р. 2). В отличие от MMPI CP ...
Средняя продуктивность запоминания
Средняя продуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенных упражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае 4).
Например:
упр. № 1…… %
упр. № 2…… %
упр. № 3…… %
упр. № 4…… %
Сумма этих % делится на 4
В результате ряда исследований установлено, что при 90-100% эффективности з ...