Рассмотрим реализацию совместного творчества в социально-психологическом тренинге, опираясь на четыре принципа совместного творчества: принцип индивидуального, социального, культурного и морального творчества.
1. «Принцип индивидуального творчества» невозможно реализовать без обучения, основанного на опыте. Социально-психологический тренинг предполагает индивидуальное творчество, а именно в плане экспериментирования участников с собственным образом, поведением и техниками мышления. Необходимым условием реализации индивидуального творчества является принцип активности личности. Ключевым для становления человека оказывается «процесс индивидуализации, позволяющий реализовать себя, свое «Я» в этом мире» (Л.А. Петровская). Наиболее яркие проявления индивидуального творчества мы находим в тренинге уверенности, эффективного общения, а так же в психокоррекционных группах.
2. Принцип социального творчества – построение новой формы социальной организации. Опыт, полученный в социально-психологическом тренинге, переносится во внешний мир. Если в процессе социально-психологического тренинга разработаны («сконструированы») совместные правила внутренней коммуникации, то они находят свое приложение во взаимодействии внутри коллектива (команды). Опыт преображается в активное совместное конструирование социального мира – построение новых форм социальной организации, конструирование новых форм социального поведения. Группа и личность выступают как активный субъект деятельности. Наиболее яркие проявления совместного творчества мы находим в тренингах командообразования, сплоченности группы, деловых играх в организации. Необходимым условием реализации социального творчества становится процесс деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе 11 (А.В. Петровский).
3. Принцип культурного творчества - ориентация в совместной деятельности на высшие культурные достижения, на инновационные процессы и изобретательства. По-настоящему концептуализировать полученный опыт на тренинге возможно через сравнение опыта с культурными образцами поведения и мышления. По-сути, мы имеем дело с рефлексией нашего опыта (как индивидуального, так и совместного).
Л.А. Петровская в тренингах использовала задание «Библиотерапия». Участников тренинга просили написать, а затем рассказать, какие книги, фильмы помогают в жизни и как. Так, тренинг, по сути, превращался в метафорический тренинг. Наиболее яркие проявления принципа культурного творчества мы находим в тренингах толерантности, этнических тренингах. Ключевым процессом при реализации принципа культурного творчества становится процесс рефлексии опыта и инкультурации (процесс воспроизводства и трансляции «культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации»). Если не соблюдается принцип культурного творчества на тренинге (социальное творчество, моральное творчество) «остается «кухонным занятием» – и то, что сконструировано на тренинге остается оторванным от реальности и от культурного контекста.
4. Принцип морального творчества - готовность человека служить моральным образцом другим и самому себе. Только в реальных ситуациях межличностного взаимодействия личность может воспроизвести три предыдущих принципа. В процессе морального выбора реализуется потенциал личности, накопленный в процессе социально-психологического тренинга. Сложность реализации данного принципа совместного творчества не в том, насколько человек ориентируется в образцах поведения, сколько в том как разрешить ситуации столкновения образцов поведения, на какой из них ориентироваться, или как конструировать новый. Являясь, по сути, основным принципом совместного творчества, принцип морального творчества выносится за пределы тренинга, но импилицитно формируется за счет Личности тренера и его способности служить образцом поведения.
Определение памяти
Создание адекватного образа окружающего мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества.
Процессы восприятия и ощущения дают нам представление о мире как о пространстве, заполненном отдель ...
Определение характера человека по инфо в ICQ
Сегодня всё реже и реже встречаются люди, не работающие в Интернете и не имеющие ICQ. Наверно, уже нет владельца ICQ, которому бы не приходили письма различного характера от ненужных ему людей. Что же касается данной статьи, то необходимость её написания я увидел после того, как письма с характером «Давай знакомиться!» участились.
Всле ...
Развитие исследовательских способностей детей
Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя любознательность и желание экспериментировать. Спонтанно проявляющаяся поисковая активность ребенка в специально орга ...