Противоречия современного общества и специфика внутренней организационной среды накладывают неизгладимый отпечаток на социальное самочувствие личности, ее переживания и поведение. Одним из препятствий, с которым сталкивается личность в организации, являются ситуации предъявления к ней как к носителю социальной роли несовместимых, порой взаимоисключающих требований. Данные ситуации вызывают особое психологическое состояние, которое мы называем ролевым конфликтом. Выход из ситуации ролевого конфликта (РК), на наш взгляд, лежит в совмещении несовместимого, в поиске нового решения существующих противоречий. На данный момент не существует подробных исследований, посвященных изучению механизмов разрешения РК, и данную проблему можно считать мало изученной, однако весьма актуальной. Мы предполагаем, что ведущую роль в разрешении ролевого конфликта играет креативность. Наиболее подходящим для решения рассматриваемой проблемы является определение Дж. Гилфорда, который понимает креативность как дивергентное мышление, или способность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта в нерегламентированных условиях деятельности. В связи с этим анализ и изучение креативность как механизма разрешения РК и специфики ее проявления становится самостоятельной научной проблемой. Весьма перспективным направлением для раскрытия данной проблемы мы считаем концепцию «парадоксальной личности». Парадоксальность, по нашему мнению, является интегративной характеристикой, способностью «совмещать несовмещаемое». В исследованиях, выполненных под руководством С.И. Ериной, было показано, что парадоксальность проявляется на перцептивном, мыслительном, личностном и поведенческом уровнях и может служить тем механизмом, благодаря которому руководители оказываются устойчивыми к ситуации ролевого конфликта и способными конструктивно решить эту ситуацию. Парадоксальный человек испытывает низкий уровень ролевого конфликта, он способен справляться со своими эмоциями и находить беспрепятственный выход из затруднительной ситуации, сохраняя при этом свое физическое и психологическое здоровье.
Подобно парадоксальности, креативность также является своего рода интегральной характеристикой, хотя в первую очередь имеет самое непосредственное отношение к когнитивной сфере личности. Так, известный западный исследователь проблемы творчества и креативности Эдвард де Боно считает, что творческое мышление (creativity) является не чем иным, как особым способом обработки информации и может быть также охарактеризовано как способность к смене концепций и восприятия. Вместе с тем многочисленные исследования, в том числе отечественные, показали, что креативность связана с наличием определенных личностных черт, например таких, как удивление, любопытство, потребность к опробованию и исследованию окружающего, отчего и «сама креативность понимается как своеобразная проекция детских качеств на жизнь взрослого».
Психология мышления
Изучение мышления – один из традиционных разделов общей психологии, поэтому понимание предмета психологии мышления будет зависеть от понимания предмета психологии науки в целом. Что же такое мышление?
Традиционно определение мышления фиксирует два признака: обобщенность и опосредованность. По этим признакам мышление обычно отделяют от ...
Включенность клиента в процесс консультирования.
Для того, чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом.
Для того, чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логи ...
Динамика профессиональной мотивации личности
Важнейшим фактором, определяющим мотивацию человека, является его познавательная активность по осмыслению жизни и преследуемых в ней целей. Сложившиеся потребности окрашивают всевозможные условия, объекты и цели той части «образа мира», которая содержит представления о будущем, образуя особое мотивационное поле жизненной перспективы. Сп ...