Противоречия современного общества и специфика внутренней организационной среды накладывают неизгладимый отпечаток на социальное самочувствие личности, ее переживания и поведение. Одним из препятствий, с которым сталкивается личность в организации, являются ситуации предъявления к ней как к носителю социальной роли несовместимых, порой взаимоисключающих требований. Данные ситуации вызывают особое психологическое состояние, которое мы называем ролевым конфликтом. Выход из ситуации ролевого конфликта (РК), на наш взгляд, лежит в совмещении несовместимого, в поиске нового решения существующих противоречий. На данный момент не существует подробных исследований, посвященных изучению механизмов разрешения РК, и данную проблему можно считать мало изученной, однако весьма актуальной. Мы предполагаем, что ведущую роль в разрешении ролевого конфликта играет креативность. Наиболее подходящим для решения рассматриваемой проблемы является определение Дж. Гилфорда, который понимает креативность как дивергентное мышление, или способность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта в нерегламентированных условиях деятельности. В связи с этим анализ и изучение креативность как механизма разрешения РК и специфики ее проявления становится самостоятельной научной проблемой. Весьма перспективным направлением для раскрытия данной проблемы мы считаем концепцию «парадоксальной личности». Парадоксальность, по нашему мнению, является интегративной характеристикой, способностью «совмещать несовмещаемое». В исследованиях, выполненных под руководством С.И. Ериной, было показано, что парадоксальность проявляется на перцептивном, мыслительном, личностном и поведенческом уровнях и может служить тем механизмом, благодаря которому руководители оказываются устойчивыми к ситуации ролевого конфликта и способными конструктивно решить эту ситуацию. Парадоксальный человек испытывает низкий уровень ролевого конфликта, он способен справляться со своими эмоциями и находить беспрепятственный выход из затруднительной ситуации, сохраняя при этом свое физическое и психологическое здоровье.
Подобно парадоксальности, креативность также является своего рода интегральной характеристикой, хотя в первую очередь имеет самое непосредственное отношение к когнитивной сфере личности. Так, известный западный исследователь проблемы творчества и креативности Эдвард де Боно считает, что творческое мышление (creativity) является не чем иным, как особым способом обработки информации и может быть также охарактеризовано как способность к смене концепций и восприятия. Вместе с тем многочисленные исследования, в том числе отечественные, показали, что креативность связана с наличием определенных личностных черт, например таких, как удивление, любопытство, потребность к опробованию и исследованию окружающего, отчего и «сама креативность понимается как своеобразная проекция детских качеств на жизнь взрослого».
О факторах сопротивления изменениям по службе
Возможна ли успешная, эффективная деятельность организации, которая главной задачей считает поддержание собственной стабильности, неизменности своих многочисленных характеристик и тратит на это почти всё время и ресурсы? Подавляющее большинство современных авторов (и практикующих менеджеров, и теоретиков от разных наук) отвечают вполне ...
Правила слушания эмпатии общение. Ведение
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуется социальные отношения людей.
В психологии под общением понимается установление и поддержание целенаправленно, прямого или опосредованного контакта между людьми. Существенным в данном определение является утверждение социаль ...
Гуманистическая психотерапия
Базируется на феноменологическом подходе к изучению психических расстройств и их коррекции.
Основные положения: 1) Лечение есть встреча равных людей, а не лекарство, прописываемое специалистом;
2) Улучшение у пациентов наступает само по себе, если терапевт создает правильные условия.
3) Обязательным условием является установление отн ...