Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Исследование психологической совместимости

В наши дни все большей популярностью начинает пользоваться активный и экстремальный отдых. Одновременно с этим встает вопрос о психологической подготовке и сопровождении инструкторов спортивного туризма, работа которых сопряжена с высокой ответственностью, физическими нагрузками и экстремальными условиями. Эти особенности обусловливают важность учета психологической совместимости при комплектовании рабочих групп инструкторов. Совместимость предполагает оптимальное сочетание свойств участников, обеспечивающее эффективное их существование. Эффективным можно считать существование, которое удовлетворяет участников и сохраняет их отношения. Также выделяют сработанность - согласованность в работе между участниками, т.е. лучшее сочетание их действий во времени и пространстве. Целью нашей работы стало исследование факторов психологической совместимости и сработанности в диадах инструкторов. Выборку составила группа инструкторов спортивного туризма (25 человек) при Нижегородском областном туристском клубе. Это группа профессионалов, отличающихся по возрасту (от 17 до 48 лет) и опыту (как взаимодействия с людьми, так и туристскому).

В исследовании использовались методы наблюдения, психодиагностические методы (опросник Мини-мульт), метод экспертных оценок. В течение летнего туристского сезона мы наблюдали за взаимодействием инструкторов при решении рядовых трудовых задач: подготовка к походу (проверка снаряжения, проведение собрания), обеспечение безопасности на всем маршруте, хозяйственно-бытовая деятельность и организация досуга туристов.

Нами были выделены следующие категории наблюдения:

1 эмоциональная устойчивость /лабильность, тревожность (поведение в стрессовых условиях – в ситуации высокой ответственности, например, при исполнении роли руководителя спортивного туристского похода, реакция на неудачу и неопределенную ситуацию);

2 оптимистичность /пессимистичность - ожидание позитивного/негативного в будущем, отношение к неудачам, большим нагрузкам;

3 проявления конформности /нонконформности - оценивалась степень участия в принятии группового решения, личный вклад;

4 ригидность - уверенность в своей правоте, споры, стремление «делать по правилам», требования такого же выполнения заданий от членов группы, застревание на негативных моментах взаимодействия;

5 импульсивность /зажатость - отмечалась степень самоконтроля, ориентация на нормативность в поведении, на нормы, принятые в профессиональной среде.

После каждого похода сами испытуемые оценивали свое взаимодействие (как успешное - неуспешное) и выделяли ситуации, вызвавшие конфликты.

Также нами было проведено тестирование инструкторов с помощью опросника Мини-мульт. Эта модификация стандартизированного многофакторного метода исследования личности была рекомендована нам психологической службой МЧС г. Нижнего Новгорода. Результаты помогли выделить нам личностные особенности испытуемых.

Полученная информация позволила выделить принципы, на основании которых возможно формирование рабочей пары. Так как работа сопряжена со стрессом, желательно, чтобы индивиды, склонные к повышенной тревожности и пессимизму, не усугубляли эмоциональное состояние друг друга. Рядом с ними желательно нахождение человека с противоположной тенденцией. Беспечность же обоих членов пары может привести к аварийной ситуации. Как показало наблюдение, в то же время, слишком сильное противоречие в понимании ситуации может привести к конфликту. Как известно, различная степень совместимости и срабатываемости зависит от оптимального распределения функций типа «лидер – ведомый» в группе. Двум людям, каждый из которых стремится к лидированю, тем более, к соперничеству, будет трудно отказаться от своей точки зрения, уступить. Могут возникнуть трудности на маршрутах у пар, обе стороны которых склонны к педантизму, уверенности в своей правоте. Люди, склонные к гипостеническому типу реагирования на стрессовые условия, в аварийной ситуации пассивны, растеряны, не могут проявить инициативы, следовательно, рядом с ними должен быть человек с преобладающим стеническим типом реагирования – действенный, решительный, уверенный.

В результате тестирования было выявлено, что большинство инструкторов не являются акцентуированными личностями (обладающими ярко выраженными особенностями), следовательно, принцип формирования рабочих микрогрупп (диад) может быть достаточно гибким, возможны различные варианты. Мы предполагаем, что хорошей психологической совместимости способствует формирование норм внутри группы, которое осуществляется благодаря развитой системе обучения при туристском клубе.


Категории психологии
Категория – (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. Они реальны для любых проявлений умственно активности, какие бы объекты ее ни поглощали. В категориях представлены ...

Динамика психологической адаптации усыновленного ребенка
Психологическая адаптация — двусторонний процесс, в котором и родители и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование ...

Познавательные, эмоционально-волевые и психические процессы
Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются[1]. Психические процессы охватывают:1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мы ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru