В современных условиях развития общества важность наличия такой устойчивой черты личности как честность выходит на первый план при профессиональном отборе и консультировании компаний и коммерческих организаций. Особенно это актуально для оценки тех сотрудников, которые имеют прямой доступ к материальным ценностям и неразглашаемой информации.
Феномен честности, прежде всего, рассматривается в этике как отдельной отрасли философии. В рамках этой области знаний, честность включает в себя правдивость, верность принятым обязательствам, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, а также признание и соблюдение прав других. Честность, с позиции этики, характеризует как поступки, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства её характера.
В психологии не существует не только единых представлений о честности, но и каких бы то ни было фундаментальных обращений к этому феномену. Можно найти лишь упоминания о последствиях различных, связанных с честностью явлениях. Так, американский психолог Пол Экман исследовал проблемы порождения, понимания и обнаружения лжи. Кроме исследования и анализа лжи, обмана и различий в понимании названных феноменов с учетом личностных характеристик и особенностей российского менталитета, В.В. Знаков предпринял попытку ввести в обиход отечественной психологии разработанное за рубежом понятие «макиавеллизм», понимая под ним склонность личности осознанно манипулировать другими для достижения своей цели. Для оценки этого феномена В.В. Знаков адаптировал методику исследования макиавеллизма личности – «Мак-шкалу».
Направление диагностики феномена честности более разработано за рубежом, однако оно также является не достаточно теоретически обоснованным. Американские психодиагносты J.B. Miner и M.H. Capps, например, приводят список характеристик «нечестного поведения», в котором, кроме прочего, отмечаются качества, попадающие скорее под дефиниции девиантного или даже делинквентного поведения. Авторы опросника PSI стоят на позициях диагностики честности через определение отношения человека к правонарушениям на работе: насколько он толерантен к воровству и к тем, кто совершает воровство, рационализирует ли респондент факты краж и обмана. В российских реалиях для диагностики честности персонала прямые опросниковые шкалы честности не подходят, ввиду особенностей развития российского бизнеса и специфики менталитета персонала, поэтому более плодотворным, на наш взгляд, является использование наряду с опросниковым проективного подхода.
С этой целью в лаборатории Психодиагностики ЮУрГУ осуществлена попытка разработки тестовой системы измерения честности, направленной на оценку личностной готовности к честному поведению, хищению или воровству на работе, выявляя людей, которые чаще думают о любом нарушении закона и более уверены в благополучном исходе такой ситуации при участии в ней.
С целью определения критериев честности, на диагностику которых будет направлена методика, применялось полустандартизированное интервью, выявляющее, по мнению респондентов, особенности поведения и личностных свойств честных и нечестных людей. Для обеспечения принципа опосредованной оценки критериев честности использовался материал народных пословиц и афоризмов. Данный литературный материал, посредством которого измеряется глубинное личностное отношение к проявлениям феноменов честности и нечестного поведения, отличает признак обобщенности. На этапе психометрической проверки методики диагностики честности участвовало 108 человек в возрасте от 20 до 52 лет: 66 женщин и 42 мужчин. С целью проверки валидности создаваемой методики проведено корреляционное исследование связей результатов выполнения частей теста со стандартизованными методиками, диагностирующими психологические феномены, соотносимые с выделенными критериями честного и нечестного поведения.
Методика "Свободная классификация"
Автор: Е.Я. Агаева
Апробация:
Цель: определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.
Стимульный материал: набор карточек с предметными изображениями.
Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: "Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько групп". Ребёнок д ...
Аспекты интеграции иностранных студентов
На сегодняшний день стали популярным среди студентов и недавних выпускников поездки за границу по учебным программам и программам Work and travel. Большинство компаний, предоставляющие такие возможности предупреждают о возможных проблемах в поездке, но т.к. цель компаний достичь максимальной прибыли иногда не все проблемы становятся изв ...
Кризис 17 лет
Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, некоторые – на поиски работы. Из-за необходимости определения (выбора профессии, поступления в учеб ...