Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Эксперимент Гальперина «Поэтапное формирование умственных действий и понятий»

Материалы » Сущность поэтапного формирования умственных действий и понятий » Эксперимент Гальперина «Поэтапное формирование умственных действий и понятий»

Эти исследования были начаты в конце 4-х гг. и продолжаются по настоящее время.

Начались эти работы с разочарования в традиционных методах исследования так называемого «творческого мышления». Возможности разумного (а тем более творческого) решения задач существенно зависят от качества прежде приобретенных знаний и умений. Первая задача состоит в том, чтобы обеспечить формирование этих «знаний и умения» с желательными качествами. Реализация этого требования привела к изменению обычного хода исследования: вместо того, чтобы регистрировать процесс в тех или иных условиях или при таком-то их изменении, мы были вынуждены так подбирать эти условия, чтобы они обеспечили формирование заданных действий с определенными свойствами.

Система условий, обеспечивающая формирование «знаний и умения» с заданными свойствами, оказалась довольно сложной, разнородной и требующей четкой, упорядоченной методики применения. По сравнению с ней те условия, которые сегодня учитываются даже в лабораторных исследованиях, представляются отдельными, разрозненными, недостаточно связанными частями, а сам процесс обучения – скорее направляемым, чем управляемым. При использовании полной системы необходимых условий процесс формирования идет гораздо легче и быстрее, а разброс по успеваемости выравнивается на лучших показателях. Знания и умения становятся допустимыми в гораздо более раннем возрасте; вследствие этого меняется соотношение между обучением и умственным развитием и само умственное развитие представляется в новом свете. Полная система условий, обеспечивающая образование новых знаний и умения, может быть по-разному составлена и представлена в процессе индивидуального или фронтального обучения. Вместо единого процесса формирования «чувственных образов, понятий, умственных и перцептивных действий» были установлены три основных типа этого процесса, один из которых открывает путь к систематическому применению так называемого «проблемного обучения», а все они вместе намечают, кроме того, и основные типы мотивации в процессе учения.

Используя ориентировочную карточку для решения системы разнообразных, специально подобранных задач и следуя порядку так называемого поэтапного формирования, испытуемый вскоре освобождается от опоры на карточку, но сначала еще воспроизводит ее содержание в речи. Затем эта речь сокращается и испытуемый лишь воспроизводит в уме ее содержание (на которое руководитель указывает, называя номер очередного предписания). На последнем этапе, когда снимаются и эти указания, членораздельное воспоминание о содержании ориентировочной карточки начинает быстро сокращаться и под конец, уже в процессе ознакомления с новым материалом происходит его ускоренный анализ, за которым «непосредственно» возникает его «понимание» и соответствующее действие.

В конечном итоге собственно ориентировочная деятельность, столь необходимая в процессе становления новых действий и образов, сокращается и процесс автоматизируется. Это дает громадные практические преимущества, но на поверхности, в явлении, остается только конечный результат процесса. Им может быть или определенный образ или определенное действие. Как для внешнего наблюдения, так и для самонаблюдения на этой конечной стадии процесс открывается в таком виде, будто принятое задание непосредственно рождает тот или иной результат. Собственно психологическое содержание этих видимых результатов остается неясным, а их психологические механизмы не обнаруживаются. Возникает иллюзия непосредственного производства конкретного продукта нервными механизмами мозга.

Вывод: поэтапное формирование умственных действий и понятий заключается в том, что в процессе обучения формирования новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования приема проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых заданий и умений происходит гораздо легче, скорее и становится допустимым в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.


Правила слушания эмпатии общение. Ведение
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуется социальные отношения людей. В психологии под общением понимается установление и поддержание целенаправленно, прямого или опосредованного контакта между людьми. Существенным в данном определение является утверждение социаль ...

Специальные методы психологического исследования
Метод беседы заключается в анализе фактов психической деятельности человека, которые собираются в процессе непосредственного общения экспериментатора с испытуемым. Чтобы беседа дала положительные результаты, необходимо соблюдать ряд условий. Одно из них – предварительно четко намечаются цель беседы и основные вопросы. Заранее продумыв ...

Специальные тренировки слуховых ощущений
Слуховые ощущения поддаются тренировке. В результате систематических тренировок заметно снижаются пороги различения звуков по высоте и тембру, повышается скорость и точность локализации звуков. Слуховые ощущения можно тренировать не только на занятиях по пространственной ориентировке, но и в свободное время. Для знакомства со звуками пр ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru