Таким образом, обработка данных опроса родителей показала, что оценка взаимоотношений в семьях, имеющих близоруких детей, отличается от таковой в семьях, где воспитывается нормально видящий ребенок. Сам факт существования подобных различий свидетельствует о наличии микросоциального компонента в развитии близорукости. При этом в семьях, имеющих близоруких детей, выявляются выраженные тенденции к так называемым симбиотическим отношениям, которые, с одной стороны, обеспечивают формирование индивидуально-психологических особенностей детей с миопическими нарушениями рефракции (миопов) и, с другой стороны, играют роль благоприятной почвы для возникновения нарушений зрения. Можно полагать, что ведущим стресс-фактором в таких семьях являются угроза разрыва симбиоза и/или изменение устойчивых микросоциальных взаимоотношений. С этой точки зрения детская миопия может рассматриваться как фактор, интегрирующий воспитательную неуверенность родителей, требования, предъявляемые ими к ребенку, и уровень удовлетворения его потребностей в целостную, сбалансированную и весьма устойчивую систему семейных взаимоотношений.
Отсюда со всей очевидностью вытекает необходимость комплексного подхода к профилактике и коррекции миопических нарушений зрения у детей, включающего в себя не только создание правильных гигиенических условий и режима зрительных нагрузок, но и формирование оптимального микросоциального климата в семье.
Агрессия в детском и подростковом возрасте: причины, особенности, способы
коррекции в рамках психологического и семейного консультирования
Осознание причин нарастания агрессивного поведения, изучение основных факторов агрессии - первое условие для того, чтобы попытаться перейти к социальной коррекции такого поведения. Конкретно же, это особенно необходимо для дальнейшего совершенствования всей педагогической практики. Работа с постоянно нарастающей агрессией, прежде всего, ...
Исследование готовности к школе у детей с ЗПР
Задача подготовки к школе в дошкольных учреждениях является достаточно трудной для решения, однако ее значимость сложно переоценить. В особенности это относится к детям с задержкой и иными отклонениями в психическом развитии.
Принято выделять следующие аспекты психологической готовности к школе:
· интеллектуальный (сформированность во ...
Тенденция к
самоактуализации в концепции К. Роджерса
Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма
Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Так же, как растения развиваю ...