На сегодняшнем этапе в связи с тенденциями гуманизации науки и образования в музыкальной психологии существует интерес к изучению целостных психических процессов личности, участвующих в создании, воспроизведении и восприятии музыкального произведения. Вопросы, которые поднимает это направление, касаются различных сфер соприкосновения музыки и личности. Несмотря на значительные достижения в области изучения субъективных аспектов музыкальной деятельности, можно сказать, что проблема индивидуальных особенностей музыкального восприятия а также изучения особенностей восприятия в юношеском возрасте является актуальной и оставляет широкое поле для исследований. Научная новизна исследования заключается в изучении взаимосвязи восприятия фрагментов классической музыки и личностных характеристик старшеклассников; в выявлении общего и различий в восприятии музыкальных фрагментов юношами и девушками; в составлении терминологических словарей музыковедческих смысловых единиц. Основываясь на концепции Дж. Брунера о роли личностного фактора в процессе восприятия и роли восприятия в изучении личности, нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого - выявление особенностей восприятия фрагментов классической музыки старшеклассниками с различными личностными характеристиками. Под особенностями восприятия музыки мы понимаем содержание свободных описаний музыкальных фрагментов и результаты униполярного шкалирования с применением терминологических словарей музыковедческих смысловых единиц. Мы предположили, что такие качества личности слушателя, как общая активность, сензитивность, эстетическая впечатлительность, женственность, экстраверсия проявляются в особенностях восприятия им музыкального произведения – средней частотности смысловых единиц, количестве категорий, использовании определенных категорий в описаниях; а также то, что существуют статистически значимые общие и специфические особенности восприятия фрагментов классической музыки юношами и девушками. В проведенном исследовании участвовал 61 учащийся 11-х классов средней школы №138 г. Минска (возраст 16-17 лет). Из них 31 юноша и 30 девушек. В исследовании были использованы следующие методы и методики: анализ продуктов деятельности, свободное описание музыкального фрагмента, униполярное шкалирование, Психодиагностический тест В.М.Мельникова, Л.Т.Ямпольского, Опросник EPI Айзенка (шкала «экстраверсия-интроверсия»), Методы обработки данных: контент-анализ, корелляционный анализ Спирмена, методы описательной статистики (критерий Манна-Уитни). Стимульный материал: фрагмент «Адажио Спартака и Фригии» из балета «Спартак» А.Хачатуряна, фрагмент увертюры к опере «Летучий голландец» Р.Вагнера, «Тарантелла» Дж. Россини. Анализ музыковедческой литературы позволил составить словари смысловых единиц по каждому фрагменту и отнести данные единицы к следующим категориям: когнитивная, эстетическая, эмоциональная оценка. При этом выявлены корреляции между «женственностью», «сензитивностью» и категорией «эмоциональная оценка» (0,32; 0,39; p<0,01), «эстетической впечатлительностью» и категорией «эстетическая оценка» (0,28; p<0,05); преобладание в работах девушек категории «эмоциональная оценка» (U=310; p<0,05). Выявлены такие особенности восприятия музыкальных фрагментов юношами и девушками, как: преобладающее количество оригинальных смысловых конструктов (U=310,5; p<0,05) в работах испытуемых мужского пола; большое количество смысловых категорий (U=328; p<0,05) и высокая частота использования категории «эмоции» в работах девушек (U=206; p<0,01). Анализ результатов диагностики личности позволил выявить у старшеклассников тенденцию к уровню выше среднего по показателям шкал «общая активность», «эстетическая впечатлительность» (В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский), «экстраверсия» (Айзенк). При этом значения шкал «сензитивность» (U=232,5), «эстетическая впечатлительность» (U=260), «женственность» (U=224) у девушек значительно выше, чем у юношей (p<0,01).
Сопоставление данных контент-анализа свободных описаний и результатов тестов с помощью корреляционного анализа позволило выявить следующие взаимосвязи: зафиксирована корреляция 0,32 (p<0,01) между «женственностью» и частотой использования категории «эмоции»; -0,29 (p<0,05) между «женственностью» и средней частотностью категорий в описании; 0,27 (p<0,05) между «сензитивностью» и количеством категорий в описании; между «сензитивностью» и использованием категорий «эмоции» (0,36; p<0,01) и «эффект воздействия» (0,31; p<0,05); между «общей активностью» и категорией «образы» (0,29; p<0,05); между «экстраверсией» и категорией «ассоциации» (0,28; p<0,05); между «экстраверсией» и использованием категории «размышления» (-0,29; p<0,05).
Соотношение уровня развития социальной психологии за рубежом и в России.
Говоря о дискуссии 20-х гг., следует иметь в виду и общий фон развития социальной психологии в мире. После первой мировой войны эта наука на Западе (прежде всего в США) пережила период бурного расцвета и приобрела вид развитой экспериментальной дисциплины. Общая изоляция советской науки от мировой тоже становилась фактом жизни, тем боле ...
Когниции и когнитивные переменные
Когнитивная психотерапия исходит из предположения о том, что депрессия и другие виды невроза являются следствием иррационального и нереалистического мышления. Чувства и поведение человека в высокой степени зависят от его мыслей, мнений, убеждений и представлений — всего того, что Бек и Эллис называют когнициями или когнитивными переменн ...
Признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
Прежде всего:
· За то, чтобы перестать быть ребенком;
· За прекращение посягательства на его неприкосновенность;
· За утверждение среди сверстников;
· Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Правила, которые должны соблю ...