Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Взаимосвязь особенностей восприятия музыки и личностных характеристик старшеклассников

Материалы » Диагностика личностных характеристик старшеклассников » Взаимосвязь особенностей восприятия музыки и личностных характеристик старшеклассников

На сегодняшнем этапе в связи с тенденциями гуманизации науки и образования в музыкальной психологии существует интерес к изучению целостных психических процессов личности, участвующих в создании, воспроизведении и восприятии музыкального произведения. Вопросы, которые поднимает это направление, касаются различных сфер соприкосновения музыки и личности. Несмотря на значительные достижения в области изучения субъективных аспектов музыкальной деятельности, можно сказать, что проблема индивидуальных особенностей музыкального восприятия а также изучения особенностей восприятия в юношеском возрасте является актуальной и оставляет широкое поле для исследований. Научная новизна исследования заключается в изучении взаимосвязи восприятия фрагментов классической музыки и личностных характеристик старшеклассников; в выявлении общего и различий в восприятии музыкальных фрагментов юношами и девушками; в составлении терминологических словарей музыковедческих смысловых единиц. Основываясь на концепции Дж. Брунера о роли личностного фактора в процессе восприятия и роли восприятия в изучении личности, нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого - выявление особенностей восприятия фрагментов классической музыки старшеклассниками с различными личностными характеристиками. Под особенностями восприятия музыки мы понимаем содержание свободных описаний музыкальных фрагментов и результаты униполярного шкалирования с применением терминологических словарей музыковедческих смысловых единиц. Мы предположили, что такие качества личности слушателя, как общая активность, сензитивность, эстетическая впечатлительность, женственность, экстраверсия проявляются в особенностях восприятия им музыкального произведения – средней частотности смысловых единиц, количестве категорий, использовании определенных категорий в описаниях; а также то, что существуют статистически значимые общие и специфические особенности восприятия фрагментов классической музыки юношами и девушками. В проведенном исследовании участвовал 61 учащийся 11-х классов средней школы №138 г. Минска (возраст 16-17 лет). Из них 31 юноша и 30 девушек. В исследовании были использованы следующие методы и методики: анализ продуктов деятельности, свободное описание музыкального фрагмента, униполярное шкалирование, Психодиагностический тест В.М.Мельникова, Л.Т.Ямпольского, Опросник EPI Айзенка (шкала «экстраверсия-интроверсия»), Методы обработки данных: контент-анализ, корелляционный анализ Спирмена, методы описательной статистики (критерий Манна-Уитни). Стимульный материал: фрагмент «Адажио Спартака и Фригии» из балета «Спартак» А.Хачатуряна, фрагмент увертюры к опере «Летучий голландец» Р.Вагнера, «Тарантелла» Дж. Россини. Анализ музыковедческой литературы позволил составить словари смысловых единиц по каждому фрагменту и отнести данные единицы к следующим категориям: когнитивная, эстетическая, эмоциональная оценка. При этом выявлены корреляции между «женственностью», «сензитивностью» и категорией «эмоциональная оценка» (0,32; 0,39; p<0,01), «эстетической впечатлительностью» и категорией «эстетическая оценка» (0,28; p<0,05); преобладание в работах девушек категории «эмоциональная оценка» (U=310; p<0,05). Выявлены такие особенности восприятия музыкальных фрагментов юношами и девушками, как: преобладающее количество оригинальных смысловых конструктов (U=310,5; p<0,05) в работах испытуемых мужского пола; большое количество смысловых категорий (U=328; p<0,05) и высокая частота использования категории «эмоции» в работах девушек (U=206; p<0,01). Анализ результатов диагностики личности позволил выявить у старшеклассников тенденцию к уровню выше среднего по показателям шкал «общая активность», «эстетическая впечатлительность» (В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский), «экстраверсия» (Айзенк). При этом значения шкал «сензитивность» (U=232,5), «эстетическая впечатлительность» (U=260), «женственность» (U=224) у девушек значительно выше, чем у юношей (p<0,01).

Сопоставление данных контент-анализа свободных описаний и результатов тестов с помощью корреляционного анализа позволило выявить следующие взаимосвязи: зафиксирована корреляция 0,32 (p<0,01) между «женственностью» и частотой использования категории «эмоции»; -0,29 (p<0,05) между «женственностью» и средней частотностью категорий в описании; 0,27 (p<0,05) между «сензитивностью» и количеством категорий в описании; между «сензитивностью» и использованием категорий «эмоции» (0,36; p<0,01) и «эффект воздействия» (0,31; p<0,05); между «общей активностью» и категорией «образы» (0,29; p<0,05); между «экстраверсией» и категорией «ассоциации» (0,28; p<0,05); между «экстраверсией» и использованием категории «размышления» (-0,29; p<0,05).


I период: середина 17 в. – конец 19 в.
Общедидактический период, с явно «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» (Песталоцци). Наибольший вклад в этот период в развитие педагогической психологии внесли Ян Амос Коменский (1592-1670), Жан Жак Руссо (1712-1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), Иоганн Гербарт (1776-1841), Адольф Дистерверг (1790-1866), Конст ...

Формирование первого впечатления. Содержание понятия «первое впечатление»
Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В его всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, ...

Вступление
Майнд-машины, сами по себе, являются мощным средством для отдыха, творчества и саморазвития, но за счет своей способности настраивать мозг на определенные состояния, они также могут служить как "усилители" для эстетического восприятия, обучения и запоминания большого количества информации, различных форм терапии и т.д. С 1958 ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru