Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Эксперимент как метод познания психических явлений

Материалы » Методы психологии » Эксперимент как метод познания психических явлений

Метод эксперимента

предполагает искусственное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. Исследователь не ждет появления интересующего его явления, а сам вызывает его. Создавая специальные условия для эксперимента, обеспечивающие проявление психического процесса, свойства, экспериментатор получает возможность неоднократно повторять эксперимент, получает возможность, проводя исследование с разными испытуемыми в одинаковых условиях, установить возрастные и индивидуальные особенности развития исследуемых психических процессов. По своему усмотрению экспериментатор может менять условия эксперимента, что открывает широкие возможности для нахождения и обоснования наиболее эффективных приемов в учебно-воспитательной работе с детьми.

Есть несколько разновидностей психологических экспериментов: естественный, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий. Естественный эксперимент ставит сама жизнь, а ситуация его складывается без вмешательства исследователя. Приведем несколько примеров:

1. В класс пришел новый ученик. Интересно узнать, что изменится в психологии и поведении остальных ребят после его появления, как изменится сам новый ученик.

2. Человек неожиданно заболел, причем известно, что его болезнь должна будет как-то повлиять на его психику и поведение. Как? На этот вопрос и должен ответить эксперимент, который заключается в том, что во время болезни за пациентом ведет наблюдение психолог и сравнивает, каким он был до болезни и каким стал в результате болезни.

Лабораторный эксперимент в отличие от естественного придумывает и ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь в жизнь и создавая искусственные условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу. Такой эксперимент нередко проводится в лаборатории с использованием специальных приборов. Поэтому он и называется лабораторным. Пример:

Изучение особенностей мышления человека. Испытуемый получает серию умственных заданий, которые он должен решить за отведенное время. Выполнение каждого из заданий оценивается определенным количеством баллов, а сумма баллов становится показателем уровня интеллектуального развития.

Полевой эксперимент чем-то похож на лабораторный с той лишь разницей, что он проводится в реальных жизненных условиях человека. Пример:

В школе ставится эксперимент по введению новой программы обучения, причем она в экспериментальном порядке реально вводится в учебный процесс. Экспериментаторов интересует, улучшатся ли в результате знания учеников или останутся прежними. Для этого они оценивают знания до и после эксперимента, делая вывод о том, насколько он оказался удачным.

Констатирующим называется такой эксперимент, задача которого состоит в простой фиксации и описании фактов, т.е. в констатации того, что в действительности происходит без активного вмешательства в процесс со стороны экспериментатора. От естественного констатирующий эксперимент отличается тем, что при нем просто фиксируется реальное состояние дел и не сравнивается между собой результаты до и после эксперимента. Пример:

Определение уровня развития памяти у детей. Испытуемым предлагается серия заданий на запоминание и воспроизведение материала. По результатам их выполнения определяется степень развития памяти.

Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-то качество или изменить его поведение. Пример:

Сформировать у детей способность решать задачи определенного класса. Испытуемых знакомят с соответствующими задачами и показывают, как их нужно решать. Далее им помогают выработать необходимые умения и навыки. В заключение оценивают полученные результаты.

Совершенствование метода эксперимента, и прежде всего естественного эксперимента, привело к появлению такой разновидности психологического эксперимента, как психолого-педагогический развивающий эксперимент

. Особенностью психолого-педагогического развивающего эксперимента является то, что вначале исследуются те или иные психические процессы, свойства личности школьника, а затем, на основе результатов исследования, организуется специальное обучение (иногда в нескольких вариантах), которое предполагает новую, более высокую ступень развития изучаемых психических процессов, качеств.

С помощью психолого-педагогического развивающего эксперимента не просто констатируется определенный уровень развития внимания, мышления, памяти и других психических явлений, процессов, свойств личности школьника, а исследуются и устанавливаются пути и средства, обеспечивающие успешное психическое и умственное развитие личности ребенка под влиянием обучения и воспитания. Таким образом, данный метод исследования позволяет одновременно раскрыть психологические закономерности развития школьника в конкретный момент его обучения и определить дальнейшие психологические условия его успешного обучения и воспитания, определить эффективные пути развития у учащегося мышления, памяти, внимания, воображения, способностей. Психолого-педагогический развивающий эксперимент является ведущим методом в педагогической психологии.


Понятие о способностях. Задатки и способности. Развитие способностей. Профессиональные способности менеджера
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом: · Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность в ...

Негативное общественное мнение.
Проблема, которая будет рассматриваться последней, однако не является самой незначительной по степени важности. Это проблема заключается в негативном отношении к работе психолога общественности. Суть проблемы кроется в недопонимании специфики работы психолога, незнании сферы его профессиональной деятельности. Несмотря на то, что професс ...

Актуальные проблемы высшего профессионального образования
Социально-личностные компетенции относятся к человеку как к индивиду, субъекту деятельности, личности и раскрывают способность личности к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также готовность ее к жизнедеятельности во многих контекстах ее социального взаимодействия, достижения согласия с ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru