Проблема темперамента занимает человечество уже 26 столетий.
Интерес к ней связан с очевидностью существования психических различий между людьми – различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения, деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту. Так, один человек сдержан, уравновешен, эмоционально невыразителен, его движения скупы, речь замедленная. Другой, напротив, подвижен, оживлен, активен, энергичен. Динамические особенности третьего как бы маскируются умениями и навыками и проявляются лишь в определенных ситуациях. В истории психологии известно несколько теорий объяснения темперамента - от гуморальной, связывающей темперамент с особенностями внутренней среды организма, пришедшей ей на смену соматической теории, которая объясняла темперамент особенности построения тела человека до принципиально другого объяснения природы темперамента, которую обосновал И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности. Дальнейшие исследования темперамента, уже путем анализа электроэнцефалограмм биоэлектрической активности мозга человека, позволили уточнить представления о свойствах нервной системы и дали основания считать их естественными предусловиями темперамента. Если, как подчеркивают многие исследователи, занимающиеся проблематикой свойств темперамента, тип нервной системы или темперамент имеет определенное значение в процессе приспособления к окружающей среде, то возникает вопрос: какова роль свойств или типов темперамента в этом процессе? Действительно ли обладание определенным типом темперамента облегчает или затрудняет адаптацию и взаимоотношения человека с миром, т.е. его деятельность?
Содержание понятия лидерства
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллектив ...
Лекция как метод преподавания психологии
Чтение лекционного курса является одним из решающих факторов обучения и воспитания в вузах. Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом ...
Психологические составляющие конфликта. Динамика
конфликта. Основные
периоды и этапы динамики конфликта.
Возникновение объективной проблемной
ситуации
После продажи дедушкиной машины у меня возник вопрос о покупке новой, причём сразу после совершённого я об этом не задумалась. Только спустя некоторое время я поняла, что сложившаяся ситуация имеет один большой недостаток: отсутствие автомобиля – для меня это получается очень серьёзное неудобство. На фоне всего этого появился вопрос о д ...