Первый фактор — фактор подчинения, с частичной насыщенностью. В него вошли подчинение (0,68) и зависимость (0,53) — положительный полюс. На отрицательном полюсе расположились авторитарность (-0,79), эгоистичность (—0,63) и агрессивность (—0,63). Данный фактор представлен одним уровнем интегральной индивидуальности — метаиндивидуальным.
Второй фактор — фактор дружелюбности, с полной насыщенностью. В него вошли следующие показатели, расположившиеся на положительном полюсе: дружелюбность (0,67), темп (0,63), альтруистичность (0,55), пластичность (0,54), социальная эргичность (0,54) и мотивация одобрения (0,53). Фактор представлен личностным, психодинамическим и метаиндивидуальным уровнями.
У мотивированных на избегание неудач студентов выделилось 2 значимых фактора: первый фактор с частичной насыщенностью, он представлен высшим (метаиндивидуальным) уровнем интегральной индивидуальности; второй фактор с полной насыщенностью, включивший в себя показатели личностного, психодинамического и метаиндивидуального уровней. По характеру межфакторных связей в этой группе зафиксированы лишь ортогональные связи, то есть одни и те же показатели принадлежат одному фактору. Это является свидетельством того, что структура интегральной индивидуальности более жесткая, менее гибкая и пластичная, что, в свою очередь, снижает уровень адаптированности к окружающей среде.
Таким образом, результаты факторного анализа позволяют заключить, что студенты с высоким уровнем мотивации достижения успеха более приспособлены к условиям существования в современном обществе, поскольку им свойственны такие качества, как целеустремленность, инициативность, эргичность, настойчивость, которые помогают им достигать поставленные цели и делать это с наименьшими для себя потерями. Лица с низким уровнем мотивации достижения Успеха являются более мягкими, добрыми, дружелюбными, готовыми помочь другим, но у них нет качеств, помогающих быть успешными в жизни и деятельности. Эти люди в связи со страхом потерпеть Неудачники стараются «плыть по течению» и показывать «средние» результаты. Сравнительный анализ корреляционных матриц испытуемых с высоким уровнем и низким уровнем мотивации достижения успеха приводит к следующим выводам.
Корреляционный анализ позволяет сравнить особенности индивидуальности как на отдельном уровне (индивида, личности, метаиндивидуальности), так и вскрыть межуровневые связи свойств.
У высокомотивированных студентов мотивация достижения успеха коррелирует с эргичностью (0,38), темпом (0,37), эмоциональностью (0,39), агрессивностью (0,39), вто время как у низкомотивированных мотивация достижения успеха не имеет значимых корреляций. Эти данные могут говорить о том, что для второй группы испытуемых достижение успеха не является значимым, их устраивает все происходящее в их жизни; получение высоких результатов не самоцель для них. Для первой группы успех в деятельности, высокие результаты и, как следствие, высокая оценка окружающих — цель, которую они достигают с помощью стремления к освоению предметного мира, упорства, настойчивости, эргичности, быстроты реакции на изменяющиеся условия, лабильности в эмоциональной сфере.
Корреляционный анализ между психодинамическим и социально-психологическим уровнями дал следующие результаты. У высокомотивированных студентов наиболее значимая положительная связь, обнаружена между авторитарностью и социальной эргичностью (0,45). Это является свидетельством того, что потребность в социальных контактах и общительность связаны с уверенностью в себе, выносливостью и успешностью в делах. Для испытуемых с низким уровнем мотивации достижения успеха наиболее значимая связь обнаружена между альтруизмом и социальной пластичностью (0,42), то есть ответственные перед другими, мягкие, добрые, бескорыстные и отзывчивые люди в то же время являются общительными, склонными к разнообразию коммуникативных программ.
Таким образом, на уровне отдельных свойств индивидуальности также обнаружены существенные различия, которые проявляются в том, что лицам с высоким уровнем мотивации достижения успеха и низким уровнем мотивации избегания неудач свойственны качества, способствующие приспособлению к социуму, к условиям существования в нем, — эргичность, уверенность в себе, упорство, компетентность. Лица с низким уровнем мотивации достижения успеха и высоким уровнем мотивации избегания неудач обладают качествами, которые обогащают их духовный мир, делают его более широким и уникальным, но в то же время не способствуют адаптации в условиях современного общества.
Исследование интраиндивидуальных различий у испытуемых с высокой мотивацией достижения показывает, что эти испытуемые обладают разными индивидуальными характеристиками. Средние показатели по каждому диагностируемому свойству индивидуальности выявляют наличие значимой вариабельности свойств. Высокомотивированные испытуемые имеют различные показатели по таким характеристикам, как социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, эмоциональность (психодинамический уровень); подчиняемость, зависимость, дружелюбность и альтруистичность (уровень метаиндивидуальности). Низкомотивированные испытуемые имеют значимые интраиндивидуальные различия по следующим характеристикам: социальная эргичность, социальный темп, социальная эмоциональность (психодинамический уровень); авторитарность, эгоистичность, подчиняемость (уровень метаиндивидуальности).
Педагогическая психология в системе психологических наук
В 19 в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: «Педагогическая психология – та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения».
Лев Семенович Выготский в 1910 г. дал т ...
Задачи школьной психодиагностики
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления ...
Барьеры коммуникации
Что же вкладывают молодые люди в процесс невербального общения?
Отметим выбор «психологических значений» невербального поведения для возраста от 17 до 25 лет (студенческий возраст): отношения составляют 23%, интеллектуально-волевые состояния – 22%, эмоциональные состояния – 17%, действия - 16%, социальная роль, статус – 12%, качества л ...