В отечественной психологии в жизнезначимые отношения традиционно включают отношение к миру, отношение к другим и самоотношение. Они образуют единую систему, где системообразующим компонентом выступает активный, деятельный индивид – единый жизненный мир, если использовать терминологию Э. Гуссерля и Ф.Е. Василюка. Все элементы жизненного мира отнесены к субъекту, его целеполагающей деятельностью, они приобретают субъективную значимость. Более того, они насыщаются смыслами.
Именно такой мир, объекты которого наделены смыслами и ценностями, мир, в который человек как бы «выносит» самого себя, субъективируя его, может вызывать доверие. Это одно из базовых положений своей концепции доверия Т.П. Скрипкина дополняет еще одним моментом: для осуществления акта взаимодействия с миром необходимым условием является удовлетворение базовой потребности в безопасности. Автор концепции предлагает определить ДОВЕРИЕ как свойство человека наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные будущие действия и свои собственные предполагаемые действия свойствами ситуативной значимости и безопасности.
Но чем же определяется мера доверия индивида и как соотносятся доверие к миру и доверие к себе? В ответе на эти вопросы Т.П. Скрипкина и ее последователи обращаются к «Теория инициативных систем», разработанной В.Е. Клочко. Широко распространенное в отечественной психологии понятие «саморегуляция», по мнению автора теории, объясняет лишь адаптивную активность, но понять личность как саморазвивающееся явление с его помощью невозможно. В этой связи В.Е. Клочко предлагает использовать более высокий, чем гомеостазис, уровень саморегуляции – гетеростаз, или принцип соответствия: человек всегда стремится соответствовать миру, то есть устранять возникающее между ним и миром несоответствие, в каждой ситуации человек стремится соответствовать, с одной стороны, миру, его условиям, а с другой – себе самому, своим возможностям и потребностям. «В каждый момент, – отмечает Т.П. Скрипкина, – человек имеет две разнонаправленные психологические позиции – личностную и социальную – и стремится найти стратегию поведения, которая бы соответствовала обеим позициям одновременно. Можно выделить два способа, посредством которых человек, строя стратегию поведения, может устранить возникшее несоответствие: он может либо увеличить уровень доверия к себе, либо – уровень доверия к миру».
На этой основе выстраивается типологию стратегий поведения в зависимости от пропорции меры доверия к миру и к себе: равные пропорции доверия к себе и доверия к миру лежат в основе уже сложившихся форм поведения и обеспечивают относительную устойчивость как личности, так и деятельности; преобладание доверия к миру – адаптивные формы поведения, преобладание доверия к себе – основа неадаптивной активности, связанной с риском, творческой преобразующей деятельностью, креативностью. Отсутствие или потеря доверия к миру всегда сопряжена с потерей доверия к себе. Резюмируя, человек и мир являются единой онтологией, из которой отдельные стороны рассматриваемого явления можно вычленить лишь теоретически.
Человек взаимодействует с миром и социумом как часть этой системы и в этом случае стремится к расширению границ доверия к миру, действуя в логике сообразности. В том случае, когда индивид выступает автономной системой, преобразующей окружающий мир, он становится способен «выйти» за рамки ситуации, проявляя надситуативную активность. Именно такое расширение представлений человека о своих возможностях и лежит в основе развития уровня доверия к себе и, в конечном счете, доверия в целом. Хотя необходимо отметить, что обе стратегии – адаптивная и надситуативная – эффективны в рекрутинговой деятельности сообразно ситуации и условиям. Именно поэтому важно выявить специфику и доверия к себе, и доверия к другому.
Культурно-исторический подход и его специфика на современном этапе
Говоря о культурно-историческом подходе в методологии психологии, следует несколько слов сказать о его основателе – русском психологе Льве Семеновиче Выготском (1896-1934). В работе «История развития высших психических функций» [5] Л.С. Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом цен ...
Зарождение психоанализа. З. Фрейд и его теория
Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие психологии.
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, л ...
Воображение и творчество
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно – образной форме. В корне ошибочным является то представление, чт ...