Перцептивная сторона – это процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания.
Для перцептивной стороны общения характерно формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре. В этом процессе общения должны быть включены как минимум два человека, и каждый сопоставляет себя с другим, принимая в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы и установки.
Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относится:
1.познание и понимание людьми друг друга;
2. познание самого себя в процессе общения;
3. прогнозирование поведения партнера по общению.
Поэтому общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективности которого обеспечивается умением предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведения партнеров.
С точки зрения трансактного анализа проанализируйте приведенный диалог и определите эго-состояния собеседников и форму трансакта (приведите схему этого трансакта):
Начальник: (раздраженно) Сколько я еще должен вводить вас в курс дела? Не могли бы вы послушать меня более внимательно?
Подчиненный: (виновато) В последний раз я действительно не уловил, о чем речь. Очень сожалею об этом. Будьте добры, повторите, пожалуйста!
Подход к анализу ситуации общения в зависимости от позиций, занимаемых партнерами развивается в русле трансакционного анализа, представленного трудами Э.Берна.
Позиции в общении определяются теми состояниями Я, которые вступают во взаимодействие в данный момент общения.
Графически состояния Я изображаются следующим образом.
Трансакция, по определению Э.Берна, представляет собой единицу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между двумя состояниями сознания.
Э.Берна выделяет три формы трансакций – дополнительные, пересекающиеся и скрытые.
К приведенному диалогу можно привести первую форму дополнительные трансакии, называемые так же параллельными, осуществляются между двумя любыми состояниями Я собеседником, причем реакция человека прямо связана с тем состоянием, которое затронул партнер по общению.
Схематично этот диалог будет выгладить так:
С
Суггестивные методы
Представляют собой разнообразные формы психологического воздействия на человека при помощи прямого или косвенного внушения (от лат.suggestio – внушаю) с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Используются как вербальные (словесные ) методы внушения, так и невербальные (разнообразные раздра ...
Методика "Дорисовывание фигур"
Автор: О.М. Дьяченко
Апробация:
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Стимульный материал: два комплекта карточек, на каждой из которых нарисована одна фигура неопределённой формы, карандаш.
Проведение обследования: перед обследованием ребёнку даётся инструкция: "Сейчас ты буд ...
Цель жизни - рост и развитие
Гуманистическая психология
В 40-х годах К.Левин выдвигает важнейший методологический принцип: ситуация должна рассматриваться не с точки зрения абстрактного наблюдателя, а с позиции самого вовлеченного в нее человека, как она дана в его переживании, как она дана для него.
Важнейшим фактором организации поведения взрослого человека Лев ...