Для диагностики развития морально-волевых качеств подростков использовались методы наблюдения и беседы, касающейся осознания подростком нравственных основ поведения. Таким образом, в результате сравнительного исследования личностных особенностей подростков, страдающих наркозависимостью, были выделены специфические характеристики личностного развития наркозависимых подростков и социально-психологические механизмы их формирования, содержание которых представлено в выводах:
1. Основным механизмом развития личностных изменений у наркозависимых подростков - является социальное сравнение. Оно определяет формирование негативного самоотношения, преобладание эмоциональной направленности взаимодействия с взрослыми вследствие осознания собственной неполноценности в ходе общения со сверстниками и ослабление коммуникативной направленности, несущей угрозу самооценке подростка.
2. Формирование самоотношения в структуре личности определяется социально-психологическим механизмом компенсации чувства неудовлетворенности собой, возникающего в социальном взаимодействии. Он реализуется путем активизации коммуникативных отношений, что находит выражение в связи между самооценкой подростка и его стремлением к лидерству в группе.
3. Стержневым моментом формирования личности наркозависимого подростка является усиление самозащитных тенденций, выражающееся в активном избегании травмирующих воздействий, а также в реализации эгозащитного типа реагирования в фрустрирующих ситуациях. Это определяет строение защитных структур наркозависимых подростков, а также особенности мотивации их взаимодействия со взрослыми.
В ходе работы по исследованию специфики и особенностей структуры отношений в семьях наркозависимых подростков изучалась структура представлений членов семьи друг о друге и о семье в целом, для этого использовалась методика написания проективного сочинения "Я и моя семья", а также проективный рисунок "Я и моя семья". При изучении вопросов, связанных с особенностями межличностной коммуникации в семье был использован метод беседы и взрослый вариант методики изучения способов реагирования на фрустрационные ситуации Розенцвейга. Изучая взаимопонимания в семейном общении, мы использовали модифицированный вариант методики Розенцвейга. Испытуемым предлагалось выполнить задания, отвечая сначала за себя, а затем попробовать "угадать" ответы своего супруга. Проведенное исследование выявило специфику развития структуры и взаимоотношений в семьях наркозависимых подростков, что дает основания сделать следующие выводы:
1. Семьи наркозависимых подростков отличаются недифференцированностью и низкой структурированностью субъективных представлений о членах семьи по сравнению с семьями здоровых детей.
2. Для семей подростков с наркозависимостью, характерно наличие защитных тенденций, выраженных в нежелании решать или выносить на обсуждение существующие проблемы. Их развитие связано с деструктивным типом семейной структуры.
3. В экспериментальных группах зафиксировано расхождение в субъективном восприятии семьи между детьми и родителями "тенденция идеализации" или "тенденция отрицания". Это подтверждает вывод о существовании и усилении защитных механизмов в семьях наркозависимых подростков.
4. В исследуемых группах различаются направленность и типы реакций в коммуникации. Родители наркозависимых подростков склонны к внешнеобвинительным реакциям и ждут разрешения конфликтов от других людей. Отсутствие ответственности за разрешение ситуации ведет к восприятию ее как деструктивной и обусловливает деструктивный тип развития семьи.
Психологические аспекты организационного конфликта
В современном мире взгляд на понятие «конфликт» переживает новое развитие. Особое значение приобретает конфликт в организации, так как пересматривается сама структура организаций и взаимоотношений в ней. Соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходить ...
Предмет и задачи педагогической психологии
При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета.
Объект науки — это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, ...
Обработка материалов и планирование эксперимента
Дисперсионный анализ, которым мы обязаны Фишеру (1925), позволяет во всех случаях, когда мы имеем несколько популяций измерений одной и той же независимой переменной, соответствующих различным условиям, определить значимую роль той или иной из них. Его принцип прост и аналогичен принципу t Стьюдента. Вначале рассматривают все популяции ...