Для диагностики развития морально-волевых качеств подростков использовались методы наблюдения и беседы, касающейся осознания подростком нравственных основ поведения. Таким образом, в результате сравнительного исследования личностных особенностей подростков, страдающих наркозависимостью, были выделены специфические характеристики личностного развития наркозависимых подростков и социально-психологические механизмы их формирования, содержание которых представлено в выводах:
1. Основным механизмом развития личностных изменений у наркозависимых подростков - является социальное сравнение. Оно определяет формирование негативного самоотношения, преобладание эмоциональной направленности взаимодействия с взрослыми вследствие осознания собственной неполноценности в ходе общения со сверстниками и ослабление коммуникативной направленности, несущей угрозу самооценке подростка.
2. Формирование самоотношения в структуре личности определяется социально-психологическим механизмом компенсации чувства неудовлетворенности собой, возникающего в социальном взаимодействии. Он реализуется путем активизации коммуникативных отношений, что находит выражение в связи между самооценкой подростка и его стремлением к лидерству в группе.
3. Стержневым моментом формирования личности наркозависимого подростка является усиление самозащитных тенденций, выражающееся в активном избегании травмирующих воздействий, а также в реализации эгозащитного типа реагирования в фрустрирующих ситуациях. Это определяет строение защитных структур наркозависимых подростков, а также особенности мотивации их взаимодействия со взрослыми.
В ходе работы по исследованию специфики и особенностей структуры отношений в семьях наркозависимых подростков изучалась структура представлений членов семьи друг о друге и о семье в целом, для этого использовалась методика написания проективного сочинения "Я и моя семья", а также проективный рисунок "Я и моя семья". При изучении вопросов, связанных с особенностями межличностной коммуникации в семье был использован метод беседы и взрослый вариант методики изучения способов реагирования на фрустрационные ситуации Розенцвейга. Изучая взаимопонимания в семейном общении, мы использовали модифицированный вариант методики Розенцвейга. Испытуемым предлагалось выполнить задания, отвечая сначала за себя, а затем попробовать "угадать" ответы своего супруга. Проведенное исследование выявило специфику развития структуры и взаимоотношений в семьях наркозависимых подростков, что дает основания сделать следующие выводы:
1. Семьи наркозависимых подростков отличаются недифференцированностью и низкой структурированностью субъективных представлений о членах семьи по сравнению с семьями здоровых детей.
2. Для семей подростков с наркозависимостью, характерно наличие защитных тенденций, выраженных в нежелании решать или выносить на обсуждение существующие проблемы. Их развитие связано с деструктивным типом семейной структуры.
3. В экспериментальных группах зафиксировано расхождение в субъективном восприятии семьи между детьми и родителями "тенденция идеализации" или "тенденция отрицания". Это подтверждает вывод о существовании и усилении защитных механизмов в семьях наркозависимых подростков.
4. В исследуемых группах различаются направленность и типы реакций в коммуникации. Родители наркозависимых подростков склонны к внешнеобвинительным реакциям и ждут разрешения конфликтов от других людей. Отсутствие ответственности за разрешение ситуации ведет к восприятию ее как деструктивной и обусловливает деструктивный тип развития семьи.
Принципы юридической психологии
В основе системы научного знания, как известно, лежат определенные принципы, т.е. основные положения, позиции, которые определяют методические подходы к проведению исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке и трактовке результатов. Юридическая психология опирается на принципы, установленные в общей психологии, трактуя их ...
Формирование личности.
Формирование личности происходит в результате процесса объединения, связывания деятельностей индивида. Деятельность – процесс, побуждаемый и направляемый мотивом. Развитие, умножение видов деятельности приводит к центрированию их вокруг немногих главнейших деятельностей, подчиняющих себе другие. За иерархией деятельностей открывается ие ...
Заключение.
Подводя итоги, еще раз подчеркнем основное в теории темпераментов Гипократа.
Человек для Гиппократа являлся микрокосмом - универсальной и единой частью от окружающего его мира - макрокосма. На таких философских основаниях Гиппократ, 25 веков назад, создал первую в Западной цивилизации биотипологическую концепцию - гуморальную теорию- о ...