Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Психосоциальные аспекты реабилитации при наркозависимости
Страница 2

Материалы » Психосоциальные аспекты реабилитации при наркозависимости

Для диагностики развития морально-волевых качеств подростков ис­пользовались методы наблюдения и беседы, касающейся осознания под­ростком нравственных основ поведения. Таким образом, в результате срав­нительного исследования личностных особенностей подростков, страдающих наркозависимостью, были выделены специфические характеристики лично­стного развития наркозависимых подростков и социально-психологические механизмы их формирования, содержание которых представлено в выводах:

1. Основным механизмом развития личностных изменений у наркоза­висимых подростков - является социальное сравнение. Оно определяет фор­мирование негативного самоотношения, преобладание эмоциональной на­правленности взаимодействия с взрослыми вследствие осознания соб­ственной неполноценности в ходе общения со сверстниками и ослабление коммуникативной направленности, несущей угрозу самооценке подростка.

2. Формирование самоотношения в структуре личности определяется со­циально-психологическим механизмом компенсации чувства неудовле­творенности собой, возникающего в социальном взаимодействии. Он реа­лизуется путем активизации коммуникативных отношений, что находит вы­ражение в связи между самооценкой подростка и его стремлением к ли­дерству в группе.

3. Стержневым моментом формирования личности наркозависимого подростка является усиление самозащитных тенденций, выражающееся в активном избегании травмирующих воздействий, а также в реализации эго­защитного типа реагирования в фрустрирующих ситуациях. Это определяет строение защитных структур наркозависимых подростков, а также особен­ности мотивации их взаимодействия со взрослыми.

В ходе работы по исследованию специфики и особенностей структуры отношений в семьях наркозависимых подростков изучалась структура пред­ставлений членов семьи друг о друге и о семье в целом, для этого ис­пользовалась методика написания проективного сочинения "Я и моя семья", а также проективный рисунок "Я и моя семья". При изучении вопросов, свя­занных с особенностями межличностной коммуникации в семье был исполь­зован метод беседы и взрослый вариант методики изучения способов реаги­рования на фрустрационные ситуации Розенцвейга. Изучая взаимопонимания в семейном общении, мы использовали модифицированный вариант методи­ки Розенцвейга. Испытуемым предлагалось выполнить задания, отвечая сна­чала за себя, а затем попробовать "угадать" ответы своего супруга. Прове­денное исследование выявило специфику развития структуры и взаимоотно­шений в семьях наркозависимых подростков, что дает основания сделать следующие выводы:

1. Семьи наркозависимых подростков отличаются недифференциро­ванностью и низкой структурированностью субъективных представлений о членах семьи по сравнению с семьями здоровых детей.

2. Для семей подростков с наркозависимостью, характерно наличие за­щитных тенденций, выраженных в нежелании решать или выносить на обсу­ждение существующие проблемы. Их развитие связано с деструктивным ти­пом семейной структуры.

3. В экспериментальных группах зафиксировано расхождение в субъ­ективном восприятии семьи между детьми и родителями "тенденция идеа­лизации" или "тенденция отрицания". Это подтверждает вывод о сущест­вовании и усилении защитных механизмов в семьях наркозависимых под­ростков.

4. В исследуемых группах различаются направленность и типы реакций в коммуникации. Родители наркозависимых подростков склонны к внешнеоб­винительным реакциям и ждут разрешения конфликтов от других людей. От­сутствие ответственности за разрешение ситуации ведет к восприятию ее как деструктивной и обусловливает деструктивный тип развития семьи.

Страницы: 1 2 3


Психологические аспекты организационного конфликта
В современном мире взгляд на понятие «конфликт» переживает новое развитие. Особое значение приобретает конфликт в организации, так как пересматривается сама структура организаций и взаимоотношений в ней. Соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходить ...

Предмет и задачи педагогической психологии
При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета. Объект науки — это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, ...

Обработка материалов и планирование эксперимента
Дисперсионный анализ, которым мы обязаны Фишеру (1925), позволяет во всех случаях, когда мы имеем несколько популяций измерений одной и той же независимой переменной, соответствующих различным условиям, определить значимую роль той или иной из них. Его принцип прост и аналогичен принципу t Стьюдента. Вначале рассматривают все популяции ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru