С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Очевидный факт, что от профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, зависит, во многом психологическое состояние людей, что в свою очередь определяет в известной степени результаты труда последних, их общее состояние, как психологическое, так и физическое. Понятно, что определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов в первую очередь является их теоретическая подготовка. Без наличия необходимых профессиональных знаний невозможно решать никакие практические задачи. Очевидно, что уровень знаний теоретической подготовки у психологов, окончившие психологические факультеты университетов, педагогических центров, факультетов профессиональной переподготовки, центров практической психологии и др. далеко не одинаков. Эти образовательные учреждения и подразделения отличаются продолжительностью обучения, содержанием учебных планов и образовательных программ, профессорско-преподавательском составом, материально-технической и учебно-методической базой.
В своем реферате я хочу отметить те недостатки, что присущи методике обучения психологов в учебных заведениях. Общим, по моему глубокому убеждению, является полное отсутствие работы по формированию у психологов необходимых профессиональных качеств личности. Во всех учебных заведениях нет также и системы отбора с учетом наличия у желающих стать психологом профессиональной пригодности. Думается, никто не будет спорить о том, что далеко не каждый человек может стать летчиком и космонавтом, артистом или певцом. Точно так же не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом. Специфика профессии психолога такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может (и не должен!), считаться специалистом высшей квалификации. Больше того. Поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать.
Рассмотрим теперь подробнее профессиональные качества психолога. Его профессиональная деятельность направлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группе людей в ходе решения возникших у них душевных проблем, т.е. приходить им на помощь в трудное для них время. Свои профессиональные знания психолог должен применить для того, чтобы успокоить конкретного человека во время постигшего его горя, случившегося несчастья, возникающих при решении каких-то проблем, трудностей. Он должен помочь людям быть уверенными в своих потенциальных возможностях, восстановить у них веру в жизни, вооружить их оптимизмом, обеспечить им психологическое здоровье, высокое качество жизни, обеспечить им полное развитие личности. При этом психолог сталкивается с разного рода жизненными ситуациями разной степени, в том числе и критическими, в которых клиент оказывается.
Необходимость оказания психологической помощи требует от психолога не только всестороннего изучения ситуации, в которой оказался клиент, или группа людей, но и непосредственного вмешательства. Это обстоятельство требует ответа на целый ряд вопросов. Они возникают как у психолога, так и у тех, кому он приходит на помощь, которые нуждаются в ней. Что собой представляет тот человек, который берется оказывать помощь? Есть ли у психолога уверенность, что он может оказывать требуемую помощь? Уверен ли ты, что он действительно хочет людям помочь? Имеет ли психолог-практик право вмешиваться в чужую жизнь, заглянуть в его душу?
III. Содержание лекции
План:
1.
Титченер - основоположник структурализма
2.
система взглядов: содержание сознательного опыта
§ понятие ошибки стимула
§ определение сознание и разума. Сравнение сознания и разума
§ понятие структурной психологии
3.интроспекция:
§ систематическая экспериментальная интроспекция по Кюльпе
§ понятие реагентов- субъектов и ...
К проблеме практической значимости идентификации
Тема нашего исследования посвящена изучению взаимосвязи организационной идентификации и эффективности деятельности руководителя. В качестве одной из важных задач, поставленных в рамках исследования, является определение роли и места организационной идентификации в совокупности социально-психологических явлений. Процесс организационной и ...
Социальная компетентность подростков, больных шизофренией
Социальная компетентность является фактически новым понятием как для психологии вообще, так для клинической психологии в частности. Однако это проблема является актуальной и значимой на сегодняшний день. Количество людей, страдающих от психического неблагополучия, неуклонно растет, приводя при этом больного к социальной дезадаптации.
П ...