Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Методика "Дорисовывание фигур"

Материалы » Диагностика к школе » Методика "Дорисовывание фигур"

Автор: О.М. Дьяченко

Апробация:

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Стимульный материал: два комплекта карточек, на каждой из которых нарисована одна фигура неопределённой формы, карандаш.

Проведение обследования: перед обследованием ребёнку даётся инструкция: "Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая – нибудь картинка, любая, какую ты захочешь". Ребёнку дают простой карандаш и карточку с фигурами. После того, как ребёнок дорисовал фигурку, его спрашивают: "Что у тебя получилось? ". Ответ ребёнка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками. Если ребёнок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Обработка результатов: для оценки уровня выполнения задания для каждого ребёнка подсчитывается коэффициент оригинальности (К. ор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, К. ор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребёнка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставить результаты 20 – 25 детей.

Протокол обработки полученных результатов: по горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребёнок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребёнка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачёркивают. Количество незачёркнутых ответов – К. ор каждого ребёнка. Затем выводят средний К. ор по группе (индивидуальные величины К. ор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – К. ор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – к. ор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – К. ор выше среднего по группе на 2 и более балла.

При низком уровне дети фактически не принимают задание: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что – то своё, или дают беспредметные изображения ("такой узор"). Иногда эти дети (для 1 – 2 фигурок) могут нарисовать предметный схематический рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребёнком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребёнком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru