Произвольное внимание - сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект и формируется в основном такое внимание в систематическом труде.
Однако противопоставлять эти два вида внимания было бы неправильно. По мере того, как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамичным процессом, предмет должен на наших глазах развиваться и его изменяющееся (или обновляющееся) содержание способно поддерживать наше внимание. Потому, что однообразие притупляет внимание, монотонность (допустим, каких-то технологических операций) угашает его.
Вот здесь важна одна из функций внимания - переключаемость. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, т.е. означает способность быстро ориентироваться в ситуциях. Легкость переключения у разных людей различна, что важно при подборе кадров и их ротации.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное. Например, телевидение демонстрирует на экране любимы или нашумевший фильм, а нам нужно идти писать на завтра сочинение. Мы нехотя выключаем телевизор, нехотя раскрываем тетрадь и начинаем писать. Постепенно увлекаясь темой сочинения и ее раскрытием, все остальное, как бы уходит на задний план и вовсе исчезает. Мы увлечены и отсутствует надобность в усилии поддержания внимания и нас это не утомляет. Вот такое состояние психолог Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным, в отличие от непроизвольного поддерживается сознательным интересом, а в отличии от произвольного - здесь нет волевых усилий. Значит, внимание необходимо формировать, развивать такие черты личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное, т.к. это включает в себя формирование чувства ответственности за выполненную работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса и т.д.
Конкретно поставленные задачи, а так же создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы способствуют тому, чтобы человек занимался серьезным делом и при этом ему не нужно напоминать о внимании.
Кроме этого, внимание может быть:
широкое и узкое (в зависимости от объема);
хорошо и плохо распределяемое;
быстро и медленно переключаемое;
устойчивое и неустойчивое;
В любом случае, понимая виды и формы внимания, менеджеру такие знания необходимы для правильной расстановки кадров с целью получения наибольшей отдачи от них в деятельности предприятия или организации.
Особенности образа профессии у студентов
Вопросы, связанные с выбором профессии, с профессиональным самоопределением и становлением, самореализацией личности приобрели в настоящее время особую значимость, так как сегодня общество выдвигает новые требования к человеку — способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость, возможность осуществлять свободный в ...
Сопротивления личности женщины среде пенитенциария
Проблема построения правового государства в современной России не может быть решена без целенаправленной работы по формированию правосознания и правовой культуры граждан. Правосознание и такой его элемент как социальные представления о справедливости, являющиеся предметом нашего исследования, выступают в качестве важнейшего регулятора п ...
Социальная служба
Примером социальной службы является посредничество различного вида:
· выплаты социальных пособий;
· предоставление информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;
· помощь в списании долгов;
· как добиться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице.
Содержание контактов концентрируется на опоср ...