Произвольное внимание - сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект и формируется в основном такое внимание в систематическом труде.
Однако противопоставлять эти два вида внимания было бы неправильно. По мере того, как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамичным процессом, предмет должен на наших глазах развиваться и его изменяющееся (или обновляющееся) содержание способно поддерживать наше внимание. Потому, что однообразие притупляет внимание, монотонность (допустим, каких-то технологических операций) угашает его.
Вот здесь важна одна из функций внимания - переключаемость. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, т.е. означает способность быстро ориентироваться в ситуциях. Легкость переключения у разных людей различна, что важно при подборе кадров и их ротации.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное. Например, телевидение демонстрирует на экране любимы или нашумевший фильм, а нам нужно идти писать на завтра сочинение. Мы нехотя выключаем телевизор, нехотя раскрываем тетрадь и начинаем писать. Постепенно увлекаясь темой сочинения и ее раскрытием, все остальное, как бы уходит на задний план и вовсе исчезает. Мы увлечены и отсутствует надобность в усилии поддержания внимания и нас это не утомляет. Вот такое состояние психолог Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным, в отличие от непроизвольного поддерживается сознательным интересом, а в отличии от произвольного - здесь нет волевых усилий. Значит, внимание необходимо формировать, развивать такие черты личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное, т.к. это включает в себя формирование чувства ответственности за выполненную работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса и т.д.
Конкретно поставленные задачи, а так же создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы способствуют тому, чтобы человек занимался серьезным делом и при этом ему не нужно напоминать о внимании.
Кроме этого, внимание может быть:
широкое и узкое (в зависимости от объема);
хорошо и плохо распределяемое;
быстро и медленно переключаемое;
устойчивое и неустойчивое;
В любом случае, понимая виды и формы внимания, менеджеру такие знания необходимы для правильной расстановки кадров с целью получения наибольшей отдачи от них в деятельности предприятия или организации.
Проблемы эмоциональной неустойчивости личности
Рассматривая проблемы эмоциональной неустойчивости авторы описывают его как совокупность разнообразных особенностей и проявлений, наиболее характерными из которых являются следующие характеристики.
Переменчивость настроения и неустойчивость эмоциональных реакций отмечалась в работах К.К. Платонова и Л.М. Шварца, которые к эмоционально ...
Культурно-исторический подход и его специфика на современном этапе
Говоря о культурно-историческом подходе в методологии психологии, следует несколько слов сказать о его основателе – русском психологе Льве Семеновиче Выготском (1896-1934). В работе «История развития высших психических функций» [5] Л.С. Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом цен ...
Интеллектуальная ГОТОВНОСТЬ
Данный компонент предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса знаний. Ребенок должен владеть планомерным восприятием, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако мышление остается, в основном, образным, опирающимся на реальные действия с предметами. Также предполагается формировани ...