Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников в условиях социально-экономической нестабильности
Страница 1

Материалы » Психология профессионального самоопределения » Особенности профессионального самоопределения старшеклассников в условиях социально-экономической нестабильности

Экспериментальную базу исследования составили 536 учащихся 9 – х и 11 - х классов средних школ г. Бишкека. Теоретико-методологической основой исследования послужили культурно – историческая концепция и принцип развития Л.С. Выготского, модель экологических систем У. Бронфенбреннера, идеи Г.Томэ о «творчески ориентированной» структуре планирования жизни.

Для исследования содержания и факторов самоопределения использовались Анкета для старшеклассника Е.И. Головахи и опросник «ОТеЦ» И.Г. Сенина. Для выявления согласованности компонентов профессионального выбора, применялись: методика «Профессиональная мотивация учащихся» Л.А. Верещагиной, модифицированный вариант методики «20 качеств» Куна – МакПартленда «Кто Я через 10 лет?», и методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель.

Среди мотивов профессионального самоопределения в ситуации нестабильности преобладает стремление к материальной обеспеченности и экономической независимости (85% старшеклассников), а мотивы самореализации способностей и интересов отходят на второй план. От 9 к 11 классу в 2 раза снижается количество выборов профессии по склонностям и интересам и увеличивается несовпадение между привлекательными и выбираемыми профессиями. Возрастной особенностью подросткового самоопределения остается размытость планов, рассогласованность в показателях вида профессии, путей и сроков ее достижения, в нечеткости представлений о качествах профессионала.

Для выявления роли этнокультурного фактора внутри генеральной совокупности мы выделили: 1) группу девочек – европеек (149 человек); 2) группу девочек – азиаток (159 человек); 3) группу мальчиков – европейцев (118 человек); 4) группу мальчиков – азиатов (110 человек). При этом азиатскую группу составили подростки таких национальностей как киргизы, казахи, узбеки и т.д. К европейской группе мы отнесли подростков, указавших в графе национальность – русский/русская. Исследование показало, что для ребят из азиатской выборки характерно:

1. Принятие решения о будущей профессии осуществляется достаточно рано, еще в 4 – 7 классах, хотя к моменту окончания школы это мнение успевает измениться. В раннем самоопределении, как и в согласованности, непротиворечивости выбора, мы усматриваем авторитетное влияние родителей. Их устойчивый выбор повторяют дети.

2. В ответах респондентов азиатской группы важное место занимает достижение высокого социального статуса. Эта ценность увеличивается от 9 класса к 11 – му, в то время как ответах европейцев она отсутствует. Мы полагаем, что эта значимая разница неслучайна: высокий социальный статус в республике почти недостижим для европейца, оставаясь привилегией титульной нации.

3. У 17,5% мальчиков из азиатской выборки встречаются планы добиться признания и уважения своими добрыми делами и поступками (построить детский дом, пожертвовать бедным, отремонтировать школу и т.п.). Однако в к 11 классе таких ответов уже не встречается. Рыночные отношения оттесняют традиционные ценности ислама, где пожертвовать бедным, нищим, считается достоинством, открывающим врата рая.

В европейской выборке необходимо отметить:

1. Принятие решения о будущей профессии осуществляется ближе к моменту окончания школы и по оценке респондентов отличается большой устойчивостью, что на наш взгляд, показывает большую степень самостоятельности выбора.

2. Соответствие между профессией и учебным заведением в группе европеек на треть выше такого показателя в группе азиаток, в то время как у мальчиков различий не обнаружено. Видимо, девочки – азиатки менее информированы в семье о профессиях, а школа этой информации не уделяет должного внимания.

Этнокультурные различия профессионального самоопределения также проявляются в традиционном предпочтении гуманитарных и управленческих профессий у азиатской группы молодежи и технической – у европейцев.

Страницы: 1 2


Исследование коммуникативных способностей женщин, ожидающих ребенка
Гармоничное взаимодействие предполагает наличие у матери определенных коммуникативных способностей. Исенина Е.И. выделяет два вида «базовых качеств матери»: качества матери как субъекта общения и качества матери как субъекта обучения. Качества матери как субъекта общения мы обозначили как коммуникативные способности. Они включают в себя ...

Этапы и правила эффективного слушания
Процесс эффективного слушания состоит из трех этапов. Таблица 1 Название этапа Цель этапа Способы поддержки собеседника 1. Информационный Дать собеседнику высказать свою точку зрения поддакивание, побуждение, невербальная поддержка 2. Уяснение Убедиться, что вы правильно его поняли Выяснение, парафраз, о ...

Восьмицветовой тест Люшера[4]
Существует два варианта данного теста: ¨ классический (или традиционный) позволяет внутриличностные проблемы и конфликты; ¨ тест Филимоненко – измерение психофизиологического состояния человека. Позволяет выявить внутреннее эмоциональное состояние ребенка на данный момент времени. Достоинства данного теста: 1. скорость пров ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru