Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией (восприятием). Человек вступает в общение всегда как личность и другим человеком – партнером по общению, он тоже воспринимается как личность.
Одним из самых простых способов попытаться понять другого человека является уподобление себя ему – идентификация. Это попытка поставить себя на место другого («не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе»).
Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией.
Эмпатия
– способ восприятия человека, но это не рациональное осмысление проблем другого (взаимопонимание), а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, сочувствовать другому.
Выделяют три уровня развития эмпатии:
1. Низший уровень
– своеобразная слепота к состоянию, переживаниям другого.
2. Средний уровень
– в процессе общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника.
3. Высокий уровень
– умение сразу войти в состояние собеседника, прочувствовать его переживания на протяжении всего общения.
Логическая форма познания себя и других людей
– рефлексия. Это попытка логического анализа своего поведения и состояния или поведения и особенностей другого человека. Процесс понимания друг друга может осложняться и усложняться из-за рефлексии. Здесь под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга (представление о том, как другой человек понимает меня).
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:
1. Эффект предварительного знакомства. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у Вас задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Например, Вам рассказывали, что этот человек не честный и Вы еще не общаясь с ним лично уже ждете, что он вас может обмануть.
2. Эффект стереотипа. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми другой человек заранее относятся к определенной категории, и Вы в процессе общения имеете установку на поиск черт, подтверждающих правильность вашей стереотипной установки.
3. Эффект торопливости. Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена достоверная исчерпывающая информация.
4. Эффект структурирования. Безотчетное структурирование личности другого человека. Логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, а всякое понятие, которое не вписывается в сложившийся образ, отбрасывается. Например, если человек вспыльчивый, неаккуратный – значит он плохой. При этом то, что он добрый и честный не учитывается.
5. Эффект «ореола» -первоначальное отношение к какой-то одной частной характеристике личности переносится на весь образ человека, а затем это общее неполное впечатление о человеке влияет на оценку отдельных его качеств. Так, если в начале знакомства человек произвел впечатление очень доброго, то в дальнейшем все его поступки, опровергающие это впечатление, все равно будут восприниматься как проявление своеобразной доброты.
6. Эффект проецирования – другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и чувства.
7. Эффект первичности – первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, остается очень существенной или малозабываемой и способна влиять на все последующее отношение к этому человеку.
8. Эффект собственного настроения. На восприятие другого человека Вами влияет Ваше собственное настроение. Если оно мрачное – первое впечатление о собеседнике может стать негативным, если настроение хорошее, то и собеседник вам понравится.
Доминантный тип
Доминантного собеседника не спутаешь ни с кем. Уже через две минуты общения возникает ощущение, что собеседника чересчур «много», что на вас «давят», вы непроизвольно увеличиваете дистанцию между вами, но доминантные человек ее упорно сокращает. Манера общения доминантного собеседника действительно такова: жесткая, напористая. Если он и ...
Какими косвенными путями можно ликвидировать данный конфликт?
Ответ
Данный конфликт можно ликвидировать с помощью переговоров. Бухгалтеру Сафроновой необходимо объяснить главному бухгалтеру, что установка новой версии программы приведёт к тому, что процесс работы будет усовершенствован, и что с новой версией программы работать будет удобней и лучше. Поэтому она пошла, устанавливать программу 1С-Б ...
Что понимается под психологическим исследованием
Исследование – это вид познавательной деятельности человека. Оно может быть стихийным и научным. Стихийное исследование ситуации непреднамеренно и служит удовлетворению естественного любопытства человека. Научное исследование организовано, ориентировано на получение истинного знания и является способом реализации этой цели в науке.
Нау ...