Особый интерес для нашего исследования представляет процесс формирования у подростков сценариев родительства, моделей поведения в семье и семейных ролей и влияние на этот процесс опыта, полученного в родительской семье. Именно на данном возрастном этапе происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию в результате отказа от одних и принятие других. На основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности подростка закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании представлений и социальных установок. Именно эти особенности подросткового возраста вызывают интерес для исследования сценария родительства, как одного из главных аспектов жизни.
В данном исследовании были использованы следующие методики: сценарный вопросник (Э.Берн); функционально-ролевая согласованность (С.В. Ковалев).
В исследование принимали ученики 10-11 классов в возрасте 16-17,5 лет, среди них 20 девушек и 20 юношей.
Результаты проведенной работы показали, что традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что у подростков проявляются гендерные стереотипы, и они овладевают разными навыками, основанными на их гендерной принадлежности. Они считают, что мужчины и женщины должны исполнять различные роли и обладать различными психологическими качествами. В результате они стремятся овладеть различными навыками, зависящими от их гендера, и, как следствие, могут оказаться плохо подготовленными к многообразным ролям, которые им, вероятно, придется исполнять в дальнейшем. Гендерные роли и основанное на половой принадлежности разделение труда способствует развитию навыков воспитания детей у девушек, но не у юношей. Следует отметить, что на неравномерное распределение домашних обязательств влияют особенности социализации, в результате чего, юноши не знают, как нужно делать уборку, готовить или обращаться с детьми. Ранний опыт социализации мог не позволить юношам овладеть навыками, необходимыми для выполнения домашних работ. Девушек просят делать больше работ по дому, чем юношей, и они значительно чаще занимаются приготовлением пищи, стиркой и уборкой. Кроме того, поскольку дети обращают больше внимания на модели, имеющие отношение к их полу, юноши не придают большого значения тому, что делает их мать, и не моделируют ее поведение. В результате они не усваивают более детализированные схемы домашних работ, которыми овладевают представительницы женского пола. Кроме того, проявляется тенденция у подростков к стремлению внесения примерно равного вклада в материальное благосостояние семейного союза, совместное ведение домашнего хозяйства, сообща принимать все важнейшие решения и в равной степени заниматься уходом за детьми и их воспитанием.
Зависимость психического развития человека от его
общения с другими людьми
Зависимость психологического развития человека как личности зависит от его общения с другими людьми. Если человека лишить возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике могут появиться определенные отклонения: слабое развитие речи; отсутствие необходимых коммуникативных умений и навыков; слабое развитие интеллекта; недо ...
Особенности психического развития ребенка в условиях социально-психологической
депривации
Обеднение природной среды и социального окружения ребенка следует рассматривать как условия социально-психологической депривации. Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Развитие ребенка, в естественных прир ...
Анализ особенностей психического развития детей, рожденных с помощью
кесарева сечения
Согласно мнению зарубежных ученых, операцию кесарева сечения следует рассматривать не только в качестве источника родовой травмы, но и перинатальной психотравмы. Последняя обусловлена неожиданностью и неподготовленностью ребенка к переходу во внеутробное существование, характеризуется шоковым состоянием и вызывает нервно-психические и и ...