Понятие мировоззрения относится к числу фундаментальных категорий психологии и определяется как «ядро индивидуального образа мира, содержащее структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек, а также о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека» (Леонтьев, 2000). В нашей работе мы обращаемся к изучению становления мировоззрения и, чтобы подчеркнуть начальную форму мировоззрения, отделив ее от более зрелых форм (мировоззрения в собственном смысле слова), мы пользуемся термином «мировосприятие».
Особенности мировосприятия рассматриваются нами как важный показатель благополучия личностного развития подростков. В основе такого подхода лежит положение о том, что мировоззрение каждого отдельного человека всегда несет на себе отпечаток индивидуально–личностных особенностей, будучи своеобразной проекцией личности.
Роль привязанности в формировании эмоционально-личностной сферы
Понятие «привязанность» было введено в психологию Дж.Боулби, однако имеет несколько разных трактовок в зависимости от теоретического подхода автора. Общим для всех интерпретаций признается наличие тесной эмоциональной связи. Так, например, в работах М.И. Лисиной понятие привязанности ребенка к матери фигурирует при описании формирования взаимоотношений, но не выдвигается на первый план. Привязанность рассматривается как эмоциональная связь, возникающая в качестве одного из продуктов деятельности общения, в частности ситуативно-личностной формы общения ребенка с взрослым.
Характер привязанности ребенка к матери откладывает глубокий отпечаток на все сферы его развития, и прежде всего на эмоционально-личностную. Как показывают многочисленные исследования влияние привязанности к матери не ограничивается ранними этапами детства, а распространяется даже на взрослые возрасты жизни.
Во-первых, привязанность сохраняет роль активно действующего психологического механизма в плане построения межличностных отношений, включая отношения дружбы, любви, внутрисемейные отношения.
Во-вторых, тип привязанности к матери сохраняет свой отпечаток на особенностях эмоциональной и когнитивной сфер у людей молодого и даже зрелого возраста.
В-третьих особенности самосознания и самоотношения зависят от ранних отношений с матерью, показывающих, что из отношений привязанности развиваются модели восприятия себя, других и мира.
На основе анализа литературы о влиянии привязанности на эмоциональную сферу нами была выдвинута общая гипотеза: существует связь типа привязанности к матери и особенностей мировосприятия: подростки с ненадежной привязанностью к матери воспринимают мир более негативно, а с надежной привязанностью – более позитивно.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы г. Москвы. В нем принимали участие ученики шестых и седьмых классов (всего 44 ребенка). Возраст детей составлял от 11 лет до 14 лет (средний возраст 10,8).
Методика оценки привязанности ребенка к матери Е.В. Пупыревой и Г.В. Бурменской (модифицированная методика Кернс).
Методика исследования мировосприятия (Бурменская Г.В., Николаева А.Ю., 2007)
В результатах, полученных нами, мы увидели подтверждение нашей гипотезы: мировосприятие подростков связанно с надежностью их привязанности к матери. Данный результат является теоретически предсказуемым, поскольку во множестве других работ продемонстрированы влияния привязанности на самые различные аспекты личности человека: эмоционально-личностная сфера, самооценка, самоотношение, умение строить романтические отношения, гибкость «Я» и др. В нашем исследовании мы также обнаружили связь отдельных сфер мировосприятия и восприятия личной ситуации: мы предполагаем, что отношение подростка складывается в его непосредственной жизненной ситуации и далее транслируется на его представление об этих сферах вообще. Примерами таких сфер выступают семья, дружба, учителя, страна, ощущение контролируемости ситуации. Были выявлены наиболее позитивно и негативно воспринимаемые сферы: образ своей мамы и образ матери вообще воспринимаются безусловно положительно, восприятие подконтрольности ситуации – негативно. Выявлена связь между удовлетворенностью жизнью и восприятием следующих сфер: восприятие своей семьи, восприятие дружбы вообще и своих друзей.
Предмет юридической психологии
Возникновение и развитие новой отрасли психологической или какой-либо другой науки вызываются объективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, с другой — социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статуса науки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования, понятийный а ...
Психика
Психика
(от др.-греч. {, ψυχή} «дыхание, душа») – особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т.п.). Психика наход ...
Практическая часть
Какие из слов не говорит о визуальном типе:
1. Смотреть.
2. Прояснить.
3. Чувствовать.
4. Перспектива.
Какие из слов не говорит о визуальном типе: перспектива.
В каком из утверждений лучше всего описано понятие комплексной эквивалентности:
1. Два и более поведенческих актов тождественны по комплексу признаков.
2. Два утверждения ...