Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение. Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте. И естественно, на результат исследования влияют особенности его личности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. По тесту Бине-Симона оценка интеллектуального развития детей зависит от социального статуса его семьи, (процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых). Основоположников изучения социально-психологических аспектов психологического эксперимента стал С.Розенцвейг. Он выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:
*Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.
*Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.
*Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.
Само участие в эксперименте порождает ряд поведенческих проявлений:
1. Эффект плацебо - был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на мех-мах внушения и самовнушения.
2. Эффект «Хоторна» - проявился при проведении социально-психологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично. Участники вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы. Эффект Хоторна можно избежать, если не сообщать испытуемому гипотезу исследования или дать ложную, а также знакомить с инструкциями как можно более безразличным тоном.
3. Эффект социальной фасилитации (усиления) или эффект аудитории – эффект аудитории (обнаружен Г.Зайонцем). Присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Ярко проявляется у спортсменов. После проведения дополнительных исследований были установлены зависимости:
*чем более компетентен и значим наблюдатель, тем эффект существеннее; *влияние тем больше, чем труднее задача;
*соревнование и совместная деятельность, увеличение кол-ва наблюдателей усиливает эффект;
*тревожные испытуемые при выполнении сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных усилий, испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные личности;
*присутствие внешнего наблюдателя повышает мотивацию испытуемого (оно может либо улучшить продуктивность, либо привести к срыву деятельности).
Психологические аспекты организационного конфликта
В современном мире взгляд на понятие «конфликт» переживает новое развитие. Особое значение приобретает конфликт в организации, так как пересматривается сама структура организаций и взаимоотношений в ней. Соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходить ...
Взгляды на деятельность в школах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна
Выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн (1889 - 1960) наиболее известен как автор оригинальной субъектно-деятельностной концепции, обобщенной им в конце жизни в качестве новаторской философской антропологии. Начальный этап в создании этой концепции отражен в его рукописях и статьях 1916 - 1922 гг. Различные другие варианты психоло ...
Личностная готовность
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.
В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готов ...