Шкала агрессивности в норме соответствует уверенной тенденции к самоутверждению, к активной самореализации. В контрольной группе с возрастом агрессивность растет, причем у мальчиков 12 и 14 лет агрессивность больше, чем у девочек (Р<0,01-0,05). Высокие показатели агрессивности у мальчиков 12 и 14 лет доказывают проявление раскованности поведения и стремление к лидированию в пубертатный период онтогенеза.
В экспериментальной группе в 12 лет показатели агрессивности у мальчиков достоверно не отличаются от таковых в контрольной группе, а у девочек достоверно выше (Р<0,001). С возрастом агрессивность существенно не изменяется, имеется тенденция к ее нарастанию у мальчиков 14 лет, однако достоверно выраженные отличия сохраняются только у девочек. Шкала ригидности выявляет устойчивость к стрессу. Более устойчивы к стрессу и педантизму в контрольной группе мальчики 12 и 14 лет, имеющие более низкие показатели по шкале ригидности. В экспериментальной группе менее устойчивы к стрессу подростки 14 лет, имеющие более высокие показатели ригидности по сравнению с подростками контрольной группы. Достоверно выраженные различия выявлены у девочек (Р<0,05).
Таким образом, проведенные нами экспериментальные исследования подтверждают положение о том, что психическое развитие детей и подростков зависит от условий окружающей среды. В 14 лет среди девочек, проживающих в химически загрязненном районе, выявлено в 2 раза меньше девочек с низкой самооценкой, чем среди девочек контрольной группы, в то время как среди мальчиков, проживающих в химически загрязненном районе, выявлено в 3 раза больше подростков с низкой самооценкой. У большинства девочек экспериментальной группы преобладает эгоцентризм.
Химическое загрязнение окружающей среды приводит к достоверно выраженному повышению агрессивности у девочек. Девочки 14 лет обладают меньшей устойчивостью к стрессу.
Коммуникативная сторона общения
Коммуникация в широком смысле этого слова обозначает смысловой аспект социального взаимодействия, т.е. процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Специфика человеческого коммуникативного процесса, во-первых, состоит в том что, в этом процессе мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых являет ...
Возможности переговорного процесса
Зачастую, человек, которому выпадает роль уволить, относится к этой процедуре с нескрываемым неудовольствием и стремится поскорее от этого отделаться. Здесь мы и сталкиваемся с нашей первостепенной задачей, а именно изменить представление об увольняемом. Для нас человек, которого хотят уволить, представляется высококлассным, разносторон ...
Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях
коррекционного дошкольного учреждения
Наименее разработанными в теоретическом и практическом плане в системе комплексных мероприятий по преодолению нарушений психического и речевого развития у дошкольников являются организация и содержание работы с родителями. Вместе с тем мы считаем, что взаимодействие с родителями, имеющими детей с отклонениями развития в условиях специал ...