Шкала агрессивности в норме соответствует уверенной тенденции к самоутверждению, к активной самореализации. В контрольной группе с возрастом агрессивность растет, причем у мальчиков 12 и 14 лет агрессивность больше, чем у девочек (Р<0,01-0,05). Высокие показатели агрессивности у мальчиков 12 и 14 лет доказывают проявление раскованности поведения и стремление к лидированию в пубертатный период онтогенеза.
В экспериментальной группе в 12 лет показатели агрессивности у мальчиков достоверно не отличаются от таковых в контрольной группе, а у девочек достоверно выше (Р<0,001). С возрастом агрессивность существенно не изменяется, имеется тенденция к ее нарастанию у мальчиков 14 лет, однако достоверно выраженные отличия сохраняются только у девочек. Шкала ригидности выявляет устойчивость к стрессу. Более устойчивы к стрессу и педантизму в контрольной группе мальчики 12 и 14 лет, имеющие более низкие показатели по шкале ригидности. В экспериментальной группе менее устойчивы к стрессу подростки 14 лет, имеющие более высокие показатели ригидности по сравнению с подростками контрольной группы. Достоверно выраженные различия выявлены у девочек (Р<0,05).
Таким образом, проведенные нами экспериментальные исследования подтверждают положение о том, что психическое развитие детей и подростков зависит от условий окружающей среды. В 14 лет среди девочек, проживающих в химически загрязненном районе, выявлено в 2 раза меньше девочек с низкой самооценкой, чем среди девочек контрольной группы, в то время как среди мальчиков, проживающих в химически загрязненном районе, выявлено в 3 раза больше подростков с низкой самооценкой. У большинства девочек экспериментальной группы преобладает эгоцентризм.
Химическое загрязнение окружающей среды приводит к достоверно выраженному повышению агрессивности у девочек. Девочки 14 лет обладают меньшей устойчивостью к стрессу.
Эксперимент Гальперина «Поэтапное формирование умственных действий и
понятий»
Эти исследования были начаты в конце 4-х гг. и продолжаются по настоящее время.
Начались эти работы с разочарования в традиционных методах исследования так называемого «творческого мышления». Возможности разумного (а тем более творческого) решения задач существенно зависят от качества прежде приобретенных знаний и умений. Первая задача ...
История отечественной социальной психологии
Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной ...
Аутогенная тренировка и восстановление после интенсивных нагрузок
Использование аутогенной тренировки для отдыха и восстановления сил - самое очевидное применение этого метода в спорте. Ускорению восстанови-тельных процессов в организме под действием аутотренинга посвящено множество исследований. Особенно эффективен самовнушенный сон-отдых на определенное время. При этом его длительность может широко ...