Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Психическое развитие детей и подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды
Страница 1

Материалы » Некоторые особенности психического развития » Психическое развитие детей и подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды

Психическое развитие и становление личности в онтогенезе, исходит из положения, что психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс.

Подростковый возраст – период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в 19 веке. Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периодам.

В подростковом возрасте от 12 до 15 лет в качестве ведущей деятельности выступает интимно-личностное общение.

В среднем подростковом возрасте (14-16 лет) ускоряется умственное развитие, формируется мышление. Подросток начинает осознавать абстрактные понятия, оспаривать мнение взрослых. В среднем подростковом возрасте личность выходит из эгоцентрического мира в социоцентрический, обучается сдерживать свои желания.

Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я - концепции. С этим связаны колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста – в самоутверждении и общении со сверстниками.

Характер общения ребенка с взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного, эмоционального контакта, то совместной деятельности. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития.

Среда не только внешнее условие, но и подлинный источник развития ребенка. Это обуславливает высокую актуальность исследований воздействия химически эконеблагоприятной среды на психическое развитие детей и подростков.

С учетом выше изложенного были обследованы подростки 12 и 14 лет, проживающие в условиях химического загрязнения окружающей среды (концентрация вредных химических веществ в воздухе превышала ПДК в 3-8 раз). Контрольную группу составили подростки, проживающие в условиях экологического благополучия. Количество обследованных составило 140 человек, в том числе 68 мальчиков и 72 девочки. Обследование проводили, используя методы психологического тестирования: методика «Круг», индивидуально-типологический опросник. Результаты обследования подвергались статистической обработке.

Результаты исследования самооценки по методике «Круг» показали, что в контрольной группе мальчики и в 12, и в 14 лет имеют низкую самооценку 5,0%, у 95,0% документирован эгоцентризм. У девочек контрольной группы низкая самооценка в 12 лет выявлена у 15,0%, эгоцентризм – у 85,0%, в 14 лет низкая самооценка документирована у 33,3%, эгоцентризм – у 66,6%. Таким образом, начиная с 12 лет, девочки контрольной группы выявляют более низкую самооценку по сравнению с мальчиками, и являются менее эгоцентричными.

Проживание в условиях химического загрязнения окружающей среды приводит к снижению самооценки у мальчиков 12, 14 лет и повышению у девочек 14 лет. Так, в экспериментальной группе у мальчиков 12 лет низкая самооценка выявлена у 7,2%, в 14 лет – у 15,0%, в то время как у девочек 14 лет – у 14,8% (в контрольной группе у 33,3%). При этом у 85,1% 14-летних девочек-подростков экспериментальной группы выявлен эгоцентризм (в контрольной группе у 66,6%).

Анализ гендерных различий по результатам индивидуально-типологического опросника показал, что в контрольной группе показатели по шкале тревожности выше у мальчиков 12 и 14 лет, по сравнению с девочками, что указывает на более высокую осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим. В условиях химического загрязнения окружающей среды показатели тревожности выше только у 12–летних мальчиков по сравнению с девочками.

Страницы: 1 2


Психодинамические методы
Эти методы основаны на концентрации приоритетной роли интрапсихических конфликтов в механизмах возникновения психических конфликтов в механизмах возникновения психических расстройств, являющихся результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых моментов внутри личности; они направлены на выявление и устранение подоб ...

Представления о социальной ответственности бизнеса
В последнее время остро стоит вопрос о возврате долгов российского бизнеса обществу. Сам бизнес считает социальную ответственность формой проявления определенной зрелости, расширения границ своего дальнейшего развития. Свойственна ли такая позиция определенной части бизнеса или же является исключительной для определенной группы бизнесме ...

Поза
Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. п. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно. Поэтому при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общ ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru