Базовыми механизмами стихийного поведения являются: взаимное заражение, внушение и массовое подражание индивидов друг другу. Совместное действие этих трех механизмов обеспечивает эмоциональное «взвинчивание», приводящее субъект в такое состояние, при котором он теряет способность к самоконтролю и оказывается во власти мощных иррациональных импульсов [2,423].
В соответствии с законом «духовного единства толпы», сформулированным Г. Лебоном, индивид независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе. В толпе индивид способен на такие акты жестокости и насилия, которые никогда не совершил бы будучи одним. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние « коллективной души» толпы [3,278]. Так, история дикого Запада знаменита «судами линча», в которых разгневанная толпа вешала пойманного преступника. И часто это был не настоящий преступник, а невиновный человек. Но он попадался под «горячую руку» толпы, совершив неадекватные действия, направленные не на подражание толпе. Когда же тем, кто линчевал человека предлагали совершить аналогичные действия, но уже в одиночку, они упорно отказывались и не представляли, что могут сделать это [1,15].
По этой же причине психологической особенности поведения человека, на расстрел приговоренного приводили по 6 и более человек с ружьями. Когда они стреляли, то каждый из них втайне надеялся, что попала не его пуля, а другого стрелявшего (то есть убил не я, а другой), что более спокойно воспринималось нервной системой и не откладывалось в ящик «угрызений совести».
Происходит деиндивидуализация.
Деиндивидуализация – это потеря самоосознания и страха оценки. Деиндивидуализация возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрирует внимание на отдельном индивиде.
Когда высокий уровень социального возбуждения объединяется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и потерять чувство индивидуальности. Результатом могут быть действия, которые варьируют от легкого нарушения запретов (проклятия по адресу арбитра, выкрики во время рок-концерта) до импульсивного самовыражения (групповой вандализм, оргии, кражи) и даже до разрушающих социальных взрывов (полицейская жестокость, уличные бесчинства, линчевание).
По степени активности толпу разделяют на пассивную, активную и агрессивную
Пассивная толпа. Характерным признаком является отсутствие (сокрытие) эмоционального возбуждения. При таких условиях люди слабо связаны между собой информацией, а поэтому не могут совместно действовать. Они спокойно ожидают чего-либо и относительно независимо друг от друга передвигаются (толпа людей на вокзале).
Приведем пример, определенной особенности поведения пассивной толпы.
Молодой человек был убит ударом ножа в живот по дороге домой. После того, как нападающие покинули вагон, другие 11 пассажиров молча наблюдали за тем, как молодой человек умирает от потери крови.
Женщина случайно упала в магазине и сломала ногу. Страдая, она просила о помощи. На протяжении 40 минут мимо нее проходили потоки покупателей, пока, наконец, один человек помог ей добраться до больницы. Шокирует, что ни один человек в указанных случаях не попробовал оказать помощь.
Эффект «начала и конца»
Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце. Если наиболее ценный материал содержался в серелине урока, то необходимо акцентировать внимание ученика на ней. Например, дать установку на запоминание : «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращение выполняет регулирующую функцию по отношению к па ...
Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей
а) воспитание и потребность в эмоциональном контакте;
У человека как общественного существа имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда че ...
«Человек-художественный образ»
Большинство профессий этого типа связано:
· С созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, модельер, архитектор, писатель, скульптор, хореограф, журналист, композитор);
· С воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу-образцу в единичных экземплярах (ювелир, гравер, реставратор, стол ...