Экспериментально выявлено, что присутствие других людей в значительной мере уменьшает возможность вмешательства. До 1980 г. было проведено около 50 экспериментов и было выявлено, что в 90 % свидетели были склонны к оказанию помощи, когда были одни. Феномен социального торможения в оказании помощи в чрезвычайных ситуациях проявляется в группе в форме трех социально-психологических процессов. 1) Препятствие публики. Человек стремиться избежать действий, которые могут ее поставить его в неудобное положение в присутствии других людей. 2) Информационное социальное влияние – наследование поведения других людей. В толпе нередко сразу становится понятным, что требуется помощь. Наблюдая за действиями других присутствующих, человек может решить, что вмешательство нежелательно. 3) диффузия ответственности. Если субъект наблюдает за событием один, то вся ответственность за пострадавшего лежит на нем. Присутствие же рядом других людей, ослабляет чувство ответственности.
Активная толпа. Таковой является толпа, которая находится в состоянии эмоционального возбуждения, порождающего психологическую готовность людей действовать сообща. У них формируются подобные социальные установки на определенные формы поведения. В активной толпе крепнут связи между людьми, становится более интенсивным обмен информацией. В состоянии внутренней активности, толпа психологически готова к совместным действиям, но еще не действует.
Агрессивная толпа. Данный вид толпы характеризует высокий уровень эмоционального возбуждения, внутренней и внешней активности. Со временем в этой толпе появляется новое состояние, связанное накоплением психического напряжения людей, чувства отчаянья, гнева и т.д. Главной особенностью агрессивной толпы является деструктивное, разрушительное поведение в отношении предметов или людей. Примером могут служить спортивные болельщики-фанаты.
По характеру поведения разделяют случайную, конвенционную, действующую, экспрессивную разновидности толпы.
Случайная толпа. Ее возникновение связано со случайным событием, с интересом к определенному событию, например, автомобильная авария.
Конвенционнальная толпа. Основой формирования поведения такой толпы является признание некоторых определенных правил в своем поведении. Обычно такая толпа собирается по поводу какого-нибудь события, объявленного заранее. В данном случае людьми движет определенный конкретный интерес, и они готовы до поры следовать некоторым принятым в таких ситуациях нормам. Это могут быть зрители, например футбольного матча. Внешне у такой толпы существуют все признаки конвенции: билеты, отведенные места, соответствующие заграждения. Внутренне, однако, собравшиеся люди – это не посетители консерватории. Как отмечает Д.В. Ольшанский, - такая толпа остается «конвенциональной» до определенного момента, пока у конной милиции хватит сил ограничивать проход болельщиков к станции метро. Собственные, внутренние «правила» поведения болельщиков-фанатов таковы, что они могут смести милицию. Тогда от «конвенциональной толпы» не останется и следа – она превратится в следующий вид, в толпу действующую [2,432].
Физиологические основы внимания
В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот мо ...
Вербальные
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные ...
Взаимосвязь ценностей как фактор адаптации сотрудника
Ценностные ориентации являются одним из базовых образований личности, которые задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки своего и чужого поведения. Именно на основе системы персональных ценностей человек строит образ социального мира, они определяют главные и относительно постоянные отношения человека к д ...