3. Дискуссия как форма диалога
предполагает управленческое общение людьми на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений. Сущность действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса. При выдвижении тезиса участники дискуссионного диалога исходят из трех технологических условий, тезис должен быть четко сформулирован и ясен оппоненту, тезис должен оставаться неизменным в ходе всего диалога, тезис не должен содержать в себе логических противоречий.
Процедура нейтрализации включает 4 операции:
1. Локализацию,
то есть ограничение области в ответах. Здесь необходимо установить: вид замечания, его истоки, на что указывают, имеет ли отношение к выступлению — исходная информация.
2. Анализ,
то есть выяснение основания (ошибки или неточности в аргументации), уточнение мысли и цели в возражениях оппонента и ценности замечания или вопроса — для выбора тактики защиты.
3. Выбор тактики ответа.
4.
Ответ.
Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности.
Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности определяется в психологической литературе по-разному. Есть взгляд, рассматривающий беседу в качестве метода получения информации на основе словесной коммуникации.
Немецкий специалист по психологии управления Отто Эрнст отмечает, что беседа в области управленческой деятельности представляет собой целенаправленный, намеренный вид делового общения, которое:
— направлено на достижение определенных целей, служит решению управленческих целей;
— связано с необходимостью сделать те или иные выводы на основании анализа мнений и высказываний и выработать соответствующие решения.
С деловой беседой как диалогической формой коммуникативной деятельности связаны следующие преимущества:
возможность дифференцированного подхода к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров;
быстрота реагирования на высказывания партнеров, способствующая достижению целей;
повышение компетентности руководителя за счет учета, критической проверки и оценки мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний партнеров;
сознание общности всех участников беседы и влияния этого фактора на формирование личных качеств партнеров;
возможность дифференцированного подхода к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе; .
ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;
отождествление себя с целями и задачами и ощущение причастности к решению затронутой в беседе проблемы.
Классификации бесед в психологии управления самые разные. Мы же отметим такие виды бесед, как: беседа при приеме на работу; консультативная беседа; беседа аналитическая; беседа при увольнении с работы и т. д. рассмотрим основные психотехнические беседы.
Условия психологически эффективной организации беседы:
1. Отсутствие в месте проведения беседы ярких раздражителей или событийных неожиданностей.
2. Выбор оптимального для партнеров времени беседы.
3. Организация расположения собеседников в пространстве согласно их субъективному статусу.
4. Выбор оптимальной коммуникативной дистанции для общения.
Композиция беседы:
этикетные взаимообращения;
экспозиция;
завязка (интрига); ,;
развитие диалога;
развязка;
финал.
Варианты развития диалога в беседе:
1) расспрос одного участника другим с целью получения информации;
2) сообщение определенной информации другому партнеру;
3) внимательное слушание партнера.
Техника расспроса в беседе:
1) разговорить партнера: настроить его на тему и проблему беседы;
2) стимулировать начало высказывания партнера;
3) стимулировать развернутость высказывания;
4) уточнять и оценивать поступающую информацию.
Техника информирования в беседе:
а) сформировать установку на восприятие;
б) заинтриговать (темой, новизной, позицией);
в) последовательно изложить суть информации.
Техника слушания в беседе:
1-й этап
Слушание как понимание смысла
а) мобилизация внимания
б) уточнение;
1 в) перефразировка. 2-й этап:
Слушание как сопереживание:
а) понять эмоциональное состояние; tii б) проникнуть в причины, приведшие к этому состоянию;
в) перенести свое «Я» на место партнера;
г) оценить ситуацию с позиции партнера.
5. Публичная речь как диалогическая форма коммуникативной деятельности.
Обычно принято считать, что публичная речь относится к монологической форме общения. Однако мы предлагаем рассматривать публичную речь именно как диалогическую форму коммуникативной деятельности при условии, если она реализуется в непосредственном и психологическом контакте. Такой контакт предусматривает обязательное наличие психологического взаимодействия между тем, кто произносит речь (инициатор общения), и тем, кто ее воспринимает (реципиент).
Профессиональные способности менеджера.
Каждый ли руководитель может стать мастером своего дела или для достижения успеха нужны врожденные дарования?
Психологи считают, что способности не даются человеку от природы в готовом виде. Человек рождается с задатками, из этих задатков под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств и самой деятельности человека развиваются способн ...
Монолог
Монолог
, монологическая речь (от моно . и греч. lógos - слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других сре ...
Тактика общения
Тактика общения -
реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.
Позиции в общении выделяют следующие:
Доброжелательность и враждебность
1.Доброжелательные позиции принятия собеседника.
2.Нейтральная позиция.
3.Враждебная позиция непринятия собес ...