Восприятие публичной речи — это форма коммуникативной деятельности — слушание. Слушание — сложный и многогранный психический процесс Исследование слушания как вида речевой деятельности довольно детально рассматривается в работах И.А. Зимней. Согласно ее подходам, слушание характеризуется трехфазностью.
Первая фаза —побудительно-мотивационная. В отличие от говорения мотивационная сторона слушания, — отмечает И.А. Зимняя, — зависит от другого участника общения (мы называем его инициатором общения), то есть от того, кто произносит в данной коммуникативной ситуации публичную речь.
Вторая фаза — аналитико-синтетическая, то есть процесс обработки поступающей из публичной речи информации.
Третья фаза — результирующая. Продукт слушания — умозаключение или цепь умозаключений, к которым пришел человек в результате слушания.
Характеристика трехфазной структуры слушания показывает, что инициатор общения является своеобразным индуктором этого процесса. Публичная речь выполняет роль своеобразной психолингвистической программы управления мыслительными и волевыми процессами реципиента, на которого она направлена. В этой связи рассмотрим композиционно-технологическую структуру публичной речи.
ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО
Первое правило: уважительность, доброжелательность по отношению к партнеру, с которым вы вступаете в общение.
Второе правило: вежливость (обязательно уместная) и недопустимость категоричности в суждениях.
Третье правило: скромность в самооценках и самопрезентация, ненавязчивость изложения своих позиций, взгядов и оценок.
Четвертое правило: ориентироваться на партнера, создавать для него психологический комфорт.
Пятое правило: постоянно стимулировать интерес партнера к теме общения, учитывать его интересы.
Шестое правило: быть логичным в изложении своих взглядов и позиций.
Седьмое правило: поддерживать внимание партнера, стимулировать его активность в восприятии речи.
Восьмое правило: избирать стиль речи, приемлемый не только для ситуации общения, но и для восприятия партнером.
Девятое правило: избирать дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики, не раздражающих партнера и создающих для него удобства в общении.
ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО
Первое правило: не жалейте времени для того, чтобы выслушать партнера.
Второе правило: терпеливо и уважительно относитесь к говорящему.
Третье правило: не перебивайте партнера, выслушайте его до конца.
Четвертое правило: дайте партнеру выразить себя в общении, стимулируйте его активность.
Пятое правило: используйте речевые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.
Итак, на характеристике основных, на наш взгляд, форм общения мы показали, как практически реализуется диалогический принцип коммуникативной деятельности. Теперь перейдем к рассмотрению моделей поведения людей в общении.
Поведенческая психотерапия (систематическая десенсибилизация)
Систематическая десенсибилизация или постепенное погружение. Техника состоит в том, что больного очень постепенно подводят к пугающей ситуации, давая возникающим при этом ощущениям тревоги и страха время «осесть», утихнуть, прежде чем исчезнуть. Таким образом, вырабатывается условный рефлекс с «противоположным знаком», то есть связь меж ...
Место конфликта в деятельности социума
Если рассматривать место конфликта в деятельности социальной подсистемы, становится очевидно, что функциональный конфликт зачастую становится отправной точкой в стабилизации системы. Американский исследователь Л.Козер, проанализировав причинно-следственные связи, определяющие, каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интегра ...
Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания
Если ребёнку в детстве родители постоянно внушали, что он: "тюфяк, разгильдяй, оболтус", то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт, потому, что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребёнка под сво ...