Восприятие публичной речи — это форма коммуникативной деятельности — слушание. Слушание — сложный и многогранный психический процесс Исследование слушания как вида речевой деятельности довольно детально рассматривается в работах И.А. Зимней. Согласно ее подходам, слушание характеризуется трехфазностью.
Первая фаза —побудительно-мотивационная. В отличие от говорения мотивационная сторона слушания, — отмечает И.А. Зимняя, — зависит от другого участника общения (мы называем его инициатором общения), то есть от того, кто произносит в данной коммуникативной ситуации публичную речь.
Вторая фаза — аналитико-синтетическая, то есть процесс обработки поступающей из публичной речи информации.
Третья фаза — результирующая. Продукт слушания — умозаключение или цепь умозаключений, к которым пришел человек в результате слушания.
Характеристика трехфазной структуры слушания показывает, что инициатор общения является своеобразным индуктором этого процесса. Публичная речь выполняет роль своеобразной психолингвистической программы управления мыслительными и волевыми процессами реципиента, на которого она направлена. В этой связи рассмотрим композиционно-технологическую структуру публичной речи.
ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО
Первое правило: уважительность, доброжелательность по отношению к партнеру, с которым вы вступаете в общение.
Второе правило: вежливость (обязательно уместная) и недопустимость категоричности в суждениях.
Третье правило: скромность в самооценках и самопрезентация, ненавязчивость изложения своих позиций, взгядов и оценок.
Четвертое правило: ориентироваться на партнера, создавать для него психологический комфорт.
Пятое правило: постоянно стимулировать интерес партнера к теме общения, учитывать его интересы.
Шестое правило: быть логичным в изложении своих взглядов и позиций.
Седьмое правило: поддерживать внимание партнера, стимулировать его активность в восприятии речи.
Восьмое правило: избирать стиль речи, приемлемый не только для ситуации общения, но и для восприятия партнером.
Девятое правило: избирать дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики, не раздражающих партнера и создающих для него удобства в общении.
ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО
Первое правило: не жалейте времени для того, чтобы выслушать партнера.
Второе правило: терпеливо и уважительно относитесь к говорящему.
Третье правило: не перебивайте партнера, выслушайте его до конца.
Четвертое правило: дайте партнеру выразить себя в общении, стимулируйте его активность.
Пятое правило: используйте речевые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.
Итак, на характеристике основных, на наш взгляд, форм общения мы показали, как практически реализуется диалогический принцип коммуникативной деятельности. Теперь перейдем к рассмотрению моделей поведения людей в общении.
Функциональная асимметрия и специализация мозга
Развитие головного мозга происходит системно, для развития мозговых структур характерны особые сензитивные периоды ускоренного развития, наибольшей чувствительности и пластичности головного мозга, во время которых структура мозга и ее функции изменяются под влиянием генотипа, внешней природной и социальной среды. Большинство исследовате ...
Постановка задач
Задача в психологии определяется как единство цели и конкретных условий ее достижений. [7]
«Постановка задачи предполагает выявление и анализ конкретных объективных и субъективных факторов и условий, способствующих или препятствующих достижению цели.
Вместе с тем в процессе сбора информации о конкретных условиях и факторах достижения ...
Стратегии.
Мы достигаем результатов при помощи программ, которые запускаем в уме и во внешнем плане. Так же как компьютерные программы являются последовательностью кодов, так и личные программы представляют собой последовательность умственных и поведенческих кодов. Когда вы идете, разговариваете, ведете машину, читаете или смеетесь, маловероятно, ...