Исследования последнего времени свидетельствуют о важной адаптационно-программирующей роли сна в жизни организма. Именно поэтому воздействия, полученные в некоторых фазах естественного сна, отличаются стойкостью и большим влиянием на программы поведения в последующем состоянии бодрствования.
Установлено, что чем ярче сновидения, чем активнее «участвует» в них субъект, и чем легче они запоминаются, тем интенсивнее быстрые движения глаз. При этом направление движений глаз перед пробуждением соответствует пространственному расположению тех объектов в сновидениях, на которых в последний раз фиксировался взор. Интервалы же между движениями глаз иногда соответствуют периодам в сновидениях, когда спящий фиксирует взор на неподвижном объекте.
Высокая интенсивность быстрых движений глаз, так же как и выраженные изменения вегетативных показателей, иногда встречается и при отсутствии содержательных отчетов о сновидениях. Вопрос о причине отсутствия отчетов при пробуждениях из быстрого сна относится к числу наиболее спорных. На этот счет предложены две гипотезы. Первая предполагает «вытеснение» из сознания неприемлемого для личности содержания сновидения, способного вызвать чувство тревоги и страха. Вторая гипотеза объясняет амнезию содержания сновидения механизмом интерференции сновидений друг с другом, а также с впечатлениями, возникающими непосредственно в момент пробуждения. Показано, что утреннее воспроизведение ночных сновидений зависит от их необычности, подробности и аффективной насыщенности. Особую роль при этом имеет зрительная (образная) память.
Переживание и запоминание сновидения в большой степени зависит от особенностей личности и характера эмоционального состояния перед сном, причем оба эти фактора взаимодействуют друг с другом. В эмоционально-позитивных или нейтральных условиях отчеты о сновидениях наиболее часты и развернуты у психологически высокочувствительных личностей, склонных к тревожным и депрессивным реакциям. При снижении настроения перед сном и в условиях эмоционального стресса у лиц с низким уровнем чувствительности и не склонных к тревоге число отчетов о сновидениях увеличивается, а у высокочувствительных, напротив, уменьшается. Есть основания предполагать, что у таких личностей система «быстрый сон — сновидения» работает с максимальной нагрузкой уже в относительно спокойных условиях, а при эмоциональном стрессе наступает функциональная декомпенсация этой системы, проявляющаяся уменьшением числа отчетов о сновидениях. У лиц с высокой эмоциональной устойчивостью система «быстрый сон — сновидения» работает, как правило, на нижних пределах своих возможностей, и эмоциональный стресс приводит к ее активации. Следовательно, уменьшение числа содержательных отчетов о сновидениях может быть обусловлено двумя прямо противоположными факторами — низкой потребностью в сновидениях у лиц с высокой психической устойчивостью и недостаточными функциональными возможностями системы, формирующей сновидения, у чувствительных личностей в условиях эмоционального стресса.
Методы воспитания
Под методами воспитания
понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата.
Средства воспитания
– все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия и пр.
Приемы воспита ...
Аспекты интеграции иностранных студентов
На сегодняшний день стали популярным среди студентов и недавних выпускников поездки за границу по учебным программам и программам Work and travel. Большинство компаний, предоставляющие такие возможности предупреждают о возможных проблемах в поездке, но т.к. цель компаний достичь максимальной прибыли иногда не все проблемы становятся изв ...
Методика "Свободная классификация"
Автор: Е.Я. Агаева
Апробация:
Цель: определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.
Стимульный материал: набор карточек с предметными изображениями.
Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: "Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько групп". Ребёнок д ...