Теперь мы можем сказать, что гипноз - "это особое биологическое состояние в виде сноподобного оцепенения как общего тормозного рефлекса, наблюдаемого у различных видов животных, не исключая и человека", по Бехтереву. Это-то состояние может быть воспроизводимо то в большей, то в меньшей степени искусственным путем, с помощью физических мер у самых различных животных, а у человека еще и путем словесных воздействий. Примерами физических приемов могут служить: пассы, так называемый магнетический взгляд; монотонные длительные звуки и т.п. Словесное воздействие имеет место у человека потому, что человек - существо социальное, и для него слово является символом и играет важную роль, замещая собой другие конкретные, т.е. физические, раздражители. Можно даже определенно сказать, что словесные раздражители в человеческом обществе играют гораздо более важную роль, нежели те или иные физические раздражители.
Для вызывания гипноза у человека В.М. Бехтерев пользовался комбинированным раздражением, и физическим и словесным одновременно.
Попробуем ознакомиться еще с несколькими точками зрения на гипноз. Я предлагаю рассмотреть гипноз по Павлову. Вспомните школьный курс анатомии и физиологии человека - теорию Павлова с ее процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Там все просто: в состоянии бодрствования в коре преобладает процесс возбуждения, в состоянии сна - процесс торможения, а гипноз - это очаг возбуждения в заторможенной коре. Вся кора спит, но команды гипнотизера поступают, поскольку спящий мозг не может критически осмыслить их - гипнотизируемый выполняет эти команды, тут же забывая об этом. Теория достаточно удобная, но если следовать только ей, мы наталкиваемся на ряд ограничений.
Во-первых, гипноз по Павлову - это всегда сон. Значит, для того, чтобы привести человека в гипнотическое состояние (торможение коры головного мозга с очагом возбуждения в ней) и начать им управлять, его надо сначала усыпить ("гипноз" с греч "сон"). Во-вторых, раз человека надо усыплять, то кто-то заснет, а кто-то - нет: появляются такие понятия, как "гипнабельность" (способность конкретного человека погружаться в гипнотический сон) и "внушаемость" (способность конкретного человека выполнять приказы гипнотизера некритично). В рамках Павловской теории эти понятия имеют смысл, но все ли явления охватываются этой теорией?
Оказывается, не все. Можно найти множество примеров, опровергающих эту точку зрения. В произведении А.М. Свядоща "Неврозы и их лечение" рассматривается пример, когда негипнабельную женщину, не усыпляя, загипнотизировали среди бела дня. Это и является примером еще одного подхода - эриксонианский гипноз, практическую часть которого вы можете найти у С. Горина в книге "А вы пробовали гипноз?". Для того, чтобы теоретически обосновать эриксонианский гипноз, нам даже не придется уходить от Павловской теории. Гипноз можно представить не только как сон коры и бодрствование какого-то очага, но и как бодрствование коры и особо возбужденное состояние, "сверхбодрствование" этого очага.
Не раз мы сталкивались с тем, что многие гипнотизеры считали, что гипноз похож по своей физиологической природе на естественный сон человека, но сон имеет две фазы - медленную и быструю, или, как иногда говорят, есть два вида естественного сна - пассивный и активный. Размышляя над этим, Д.В. Кандыба выдвинул гипотезу, что и гипнозов должно быть два: "пассивный" - это тот, который описывал Бернгейм, и "активный" - существование которого Кандыба вначале предположил теоретически. В 1984 году он создает новый вид транса и называет его СК - "Состояние Кандыбы", в которое он включает и гипнотические, и медитационные, и наркотические состояния, и состояния влюбленности и творческой эйфории, и состояния, рождаемые действием музыки, танца и т.п. СК - специфическое состояние организма, характеризующееся высокой избирательной психофизиологической управляемостью с элементами автоматизма. СК соединило все виды транса, представив их в едином процессе и единой психотехнологии.
Индивидуализация индивида.
«Чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организации, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях».
Врожденный индивид еще не вполне «готовый». Многие черты его даны лишь как возможность. А процесс фор ...
Ведущая деятельность
Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная.
В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и мор ...
Диагностика сформированности учебной мотивации
Сформированность "внутренней позиции школьника", а так же развитие мотивационно-потребностной сферы выявляется в свободной беседе с использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной:
Ты хочешь идти в школу? Почему?
Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома) ?
Какие занятия тебе больше нравились в детском саду ( ...