Теперь мы можем сказать, что гипноз - "это особое биологическое состояние в виде сноподобного оцепенения как общего тормозного рефлекса, наблюдаемого у различных видов животных, не исключая и человека", по Бехтереву. Это-то состояние может быть воспроизводимо то в большей, то в меньшей степени искусственным путем, с помощью физических мер у самых различных животных, а у человека еще и путем словесных воздействий. Примерами физических приемов могут служить: пассы, так называемый магнетический взгляд; монотонные длительные звуки и т.п. Словесное воздействие имеет место у человека потому, что человек - существо социальное, и для него слово является символом и играет важную роль, замещая собой другие конкретные, т.е. физические, раздражители. Можно даже определенно сказать, что словесные раздражители в человеческом обществе играют гораздо более важную роль, нежели те или иные физические раздражители.
Для вызывания гипноза у человека В.М. Бехтерев пользовался комбинированным раздражением, и физическим и словесным одновременно.
Попробуем ознакомиться еще с несколькими точками зрения на гипноз. Я предлагаю рассмотреть гипноз по Павлову. Вспомните школьный курс анатомии и физиологии человека - теорию Павлова с ее процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Там все просто: в состоянии бодрствования в коре преобладает процесс возбуждения, в состоянии сна - процесс торможения, а гипноз - это очаг возбуждения в заторможенной коре. Вся кора спит, но команды гипнотизера поступают, поскольку спящий мозг не может критически осмыслить их - гипнотизируемый выполняет эти команды, тут же забывая об этом. Теория достаточно удобная, но если следовать только ей, мы наталкиваемся на ряд ограничений.
Во-первых, гипноз по Павлову - это всегда сон. Значит, для того, чтобы привести человека в гипнотическое состояние (торможение коры головного мозга с очагом возбуждения в ней) и начать им управлять, его надо сначала усыпить ("гипноз" с греч "сон"). Во-вторых, раз человека надо усыплять, то кто-то заснет, а кто-то - нет: появляются такие понятия, как "гипнабельность" (способность конкретного человека погружаться в гипнотический сон) и "внушаемость" (способность конкретного человека выполнять приказы гипнотизера некритично). В рамках Павловской теории эти понятия имеют смысл, но все ли явления охватываются этой теорией?
Оказывается, не все. Можно найти множество примеров, опровергающих эту точку зрения. В произведении А.М. Свядоща "Неврозы и их лечение" рассматривается пример, когда негипнабельную женщину, не усыпляя, загипнотизировали среди бела дня. Это и является примером еще одного подхода - эриксонианский гипноз, практическую часть которого вы можете найти у С. Горина в книге "А вы пробовали гипноз?". Для того, чтобы теоретически обосновать эриксонианский гипноз, нам даже не придется уходить от Павловской теории. Гипноз можно представить не только как сон коры и бодрствование какого-то очага, но и как бодрствование коры и особо возбужденное состояние, "сверхбодрствование" этого очага.
Не раз мы сталкивались с тем, что многие гипнотизеры считали, что гипноз похож по своей физиологической природе на естественный сон человека, но сон имеет две фазы - медленную и быструю, или, как иногда говорят, есть два вида естественного сна - пассивный и активный. Размышляя над этим, Д.В. Кандыба выдвинул гипотезу, что и гипнозов должно быть два: "пассивный" - это тот, который описывал Бернгейм, и "активный" - существование которого Кандыба вначале предположил теоретически. В 1984 году он создает новый вид транса и называет его СК - "Состояние Кандыбы", в которое он включает и гипнотические, и медитационные, и наркотические состояния, и состояния влюбленности и творческой эйфории, и состояния, рождаемые действием музыки, танца и т.п. СК - специфическое состояние организма, характеризующееся высокой избирательной психофизиологической управляемостью с элементами автоматизма. СК соединило все виды транса, представив их в едином процессе и единой психотехнологии.
Виды памяти по характеру психической активности
По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.
Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются ...
Процесс экспериментального психологического общения, его особенности и
специфика
Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение. Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы ...
Классификация научения в зоопсихологии. Математика поведения
Результаты опытов Толмена (поведение голубей, решающих задачу различения сложных фигур быстрее людей и иными способами), изложенные в его основной работе "Целенаправленное поведение у животных и человека" (1932), заставили критически переосмыслить краеугольную схему бихевиоризма S ® R ("стимул - реакция").
Сама по с ...