Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Возникновение и значение навыков
Страница 1

Материалы » Возникновение и значение навыков

Деятельность - совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности.

Всякая деятельность состоит из простых и сложных действий. Действие - относительно законченная часть деятельности, решающая промежуточную задачу. Простые действия имеют три структурных элемента: 1) цель; 2) исполнение действия; 3) оценка его результатов. Эти действия не связаны со значительными волевыми усилиями. Вы протянули руку и взяли карандаш- это простое действие.

Сложное действие имеет более сложную структуру. Оно состоит из ряда простых действий, которые выполняют роль операций.

Первоначально операции формируются в качестве самостоятельного действия, но в результате многократного их повторения они становятся навыком.

Навык - это частично автоматизированное действие. Частичная автоматизация действия-навыка состоит в уменьшении роли сознательной его регуляции. Действие на уровне навыка характеризуется свертыванием регулирующих компонентов - остается лишь осознание задачи действия и оценка его результатов, снимаются такие звенья, как принятие решения и формирование программы. Так, навык письма не требует обдумывания того, как совершать это действие.

Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мышечным контролем.

Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединением отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных результатов ранее поставленной цели немедленно включает частично автоматизированное действие в сферу сознательного контроля, происходит сознательная корректировка действия.

Различаются двигательные, сенсорные (например, навык распознавания сигналов азбуки Морзе), интеллектуальные навыки и навыки поведения. Навыки могут быть частными (н-р, навыки вычисления) и общими (н-р, навыки сравнения). Совокупность навыков составляет средство достижения цели деятельности.

Физиологическим механизмом формирования навыков является выработка устойчивой системы временных связей - динамического стереотипа. Динамический стереотип выражается в устойчивой последовательности реакций при выполнении отработанного действия: начальная операция рефлекторно вызывает последующие операции, которые не регулируются уже со стороны сознания.

Применение навыков в новых условиях является умением. В новых условиях человек начинает думать о том, как ему изменить действие в соответствии с этими условиями. Человек начинает сознательно регулировать свои действия. При этом эти действия теряют такие качества, как связанность отдельных элементов, быстроту выполнения и т.д.

Сформировавшиеся навыки оказывают положительное влияние на овладение новым действием – осуществляется перенос навыка. Так, навык езды на велосипеде содействует приобретению навыка вождения мотоцикла.

Но в ряде случаев ранее выработанные навыки не только содействуют, а наоборот, затрудняют выработку новых навыков, происходит интерференция навыков. Так, навык печатания на одной машинке затрудняет выработку навыка печатания на машинке другой системы. Переучивать человека труднее, чем научить чему-либо заново.

В результате повторных действий наряду с навыками формируются привычки. Привычки – упрочившиеся действия, выполнение которых становится потребностью (н-р, привычка мыть руки перед едой). Положительные привычки, становясь стереотипными действиями, облегчают выполнение общепринятых норм и правил. Навыки и привычки являются основой простых действий.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты.

Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все компоненты. Восприятие транспорта - сенсорный компонент, мысль о том, что опасно стоять близко к проезжей части дороги - центральный мыслительный компонент, непосредственное передвижение - моторный, двигательный компонент и удостоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону- контрольный компонент.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Так, при стартовом рывке биатлониста ведущим является моторный компонент, а при стрельбе по мишеням, где успех главным образом зависит от зрительной работы, ведущее значение переходит к сенсорному компоненту.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Например, нажим водителя на тормоз при появлении человека на проезжей части дороги. Но в зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами.

Страницы: 1 2 3


Структура индивида.
«Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются – словом, многообразно изменя ...

Психолого-педагогическое консультирование
К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию ...

Значение эмоций и чувств в жизни человека
В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru