Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Основные положения когнитивной психотерапии

Когнитивной или рационально-эмотивной психотерапией принято называть совокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежит представление о примате сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных. Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивости и душевного здоровья на протяжении многих столетий, но пышный расцвет в XX веке глубинной психологии (в особенности психоанализа) заставил отчасти позабыть об этой простой истине. Основные идеи когнитивной парадигмы были сформулированы в начале 60-х годов американскими психотерапевтами А.Беком и А.Эллисом в противовес психоаналитической и бихевиоральной доктринам. И хотя в дальнейшем произошла весьма существенная интеграция когнитивной терапии с этими подходами, работы Эллиса и Бека следует считать оригинальным направлением теории и практики психологической помощи.

Обычно данное направление делят соответственно основоположникам — на рационально-эмотивную терапию (РЭТ) Альберта Эллиса и когнитивную терапию Арона Бека. При довольно мощном сходстве их подходы имеют, как мне кажется, следующее основное различие. Взгляды Бека ближе к общим представлениям когнитивной психологии о психике как присущей живым организмам системе получения, обработки и хранения информации. Он пишет: "Мне представляется наиболее удовлетворительным определение когнитивной психотерапии как приложения когнитивной модели к конкретным расстройствам с использованием набора техник, направленных на модификацию дисфункциональных представлений и нарушений процесса переработки информации, характерных для каждого из расстройств". Иными словами, психические и личностные расстройства (тревога, депрессия, панический страх (фобия), скука, ощущение своей неполноценности и т.п.) возникают вследствие нарушений и сбоев в информационных процессах, негативно влияющих на тесно связанные с ними эмоциональные и мотивационные аспекты поведения и деятельности. Психотерапевт в чем-то подобен хорошему ("системному") программисту, который способен найти и устранить сбой в программе и даже (в идеале) научить этому пользователя (клиента).

Сущность эллисовской модели терапии во многом определяется стоящим в ее названии словом "рациональность". Значение этого понятия, как указывает Н.С.Автономова, Функционально зависит от контекста — от того, с чем оно сопоставляется и чему противопоставляется: мнениям (как в античности), вере и догме (Средневековье), предрассудкам (эпоха Просвещения), опыту (сенсуализм). Рациональность (или иррациональность) любого знания, мнения или представления проверяется лишь после того, как возникает сомнение.

Если рассмотреть триаду рациональное — эмпирическое — иррациональное, то подход Бека делает акцент скорее на двух первых ее членах, а теория Эллиса — на двух последних. Но оба автора склонны рассматривать любого обычного человека, решающего свою проблему, как своего рода ученого-исследователя, но такого, который недостаточно хорошо осознает свои методы и возможности. Можно сказать, что в когнитивной терапии максимально представлен и активно работает принцип когито (познающее мышление, от знаменитой фразы Рене Декарта — Cogito ergo sum — "Мышление означает существование"). Качество мышления определяет комфортность существования — люди бывают несчастны от того, что неправильно думают или представляют нечто — вплоть до самих себя.


Развитие, воспитание, обучение
Развитие 1. Усиление, укрепление. 2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо. 4. Развертывание чего-либо в широких пределах, с полной энергией. 5. Расширение, распространение, углубление содержани ...

Визуальные методы исследования памяти. Позитронно-эмиссионная томография
В последние годы для исследования памяти стали использовать позитронно-эмиссионную томографию мозга. Пациенту внутривенно вводят один из изотопов: кислород – 15, азот – 13, фтор – 18 или аналог глюкозы – дезоксигмонозу. В мозге изотопы излучают позитроны, которые, сталкиваясь с электронами, приводят к появлению пары протонов. Над голово ...

К проблеме практической значимости идентификации
Тема нашего исследования посвящена изучению взаимосвязи организационной идентификации и эффективности деятельности руководителя. В качестве одной из важных задач, поставленных в рамках исследования, является определение роли и места организационной идентификации в совокупности социально-психологических явлений. Процесс организационной и ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru