Технология воспитания


Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Аналитическая психология


Аналитическая психология - одно из направлений глубинной психологии и психотерапии.

Деловые отношения


Учимся правильно строить деловые отношения со своими партнерами и конкурентами по бизнесу.

Воображение


Воображение — одна из форм психического отражения мира.
 

Категории психологии
Страница 1

Категория – (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. Они реальны для любых проявлений умственно активности, какие бы объекты ее ни поглощали.

В категориях представлены рабочие принципы мысли, ее содержательные формы, организующие процесс исследования. Категориальный аппарат психологии образует «остов» механизма «изготовления» психологических теорий и фактов. Категориальный аппарат не статичен. Он постоянно совершенствуется. К числу категорий психологии относятся: отражение, психика, сознание, деятельность, общение, образ, мотив, переживание, отношение, действие, личность.

Категория отражения. Отражение в широком смысле слова есть всеобщее свойство материальных объектов, состоящее в их способности реагировать, изменяться и сохранять след, отпечаток воздействия на них других материальных объектов. Отражение носит характер взаимодействия. Отражение (психическое) – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности. Характер отражения зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире, в более элементарных и высокоорганизованных системах.

Категория психики. Психика – (от греч. psyche – душа) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворение потребности в контактах с нею. Эти контакты, в свою очередь, по принципу обратной связи контролируют правильность отражения.

Категория сознания. Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно – историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность; как высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий. Психология изучает происхождение, структуру, функционирование и развитие сознания индивида.

Сознание характеризуется: активностью; интенциональностью (направленностью на предмет); способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, но не произвольно - оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид).

Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению (интериоризации) ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе филогенетического (исторического) развития.

Категория деятельности. Деятельность - процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Предметная деятельность обладает следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре: социальным происхождением и строением (это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредствованности орудиями и знаками); разделенностью между двумя субъектами; направленностью на объект. Структура деятельности порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства: социальный характер (включая опосредованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм, предметность. В деятельности проявляются, а также, согласно С.Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика. При определении деятельности как объекта психологического исследования были раскрыты новые аспекты изучения психики: процессуальный аспект (психическое анализируется с точки зрения динамики), исторический аспект (позволяет исследовать психическое с точки зрения законов и закономерностей его развития), структурно-функциональный аспект (определяет возможности анализа психического как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции).

Страницы: 1 2


Изучение лиц с нарушениями речи в психологии
Немного слов хотелось бы сказать о личности. "Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности" ("Психология". 1990 г) следует отметить, что понятие "личность" употребляется двояко. В одном случае - в качестве синонима психики в целом, что характерно для педагогов, которые скл ...

Комплекс оживления. Особенности общения ребенка со взрослым в младенческом возрасте.
Ребенок 80% времени суток спит. Сон еще не смещен на ночное время и имеет полифункциональный характер. Ребенок спит полубодрствуя. 20% времени ребенок бодрствует, но само бодрствования пока носит полудремотный характер.Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условия воспитания - со временем периоды бо ...

Значение интеллектуального тренинга для формирования самоотношения на этапе обучения в ВУЗе
Определенная Р.Бернсом (1986) целостная Я-концепция, рассматривается как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе, т.е. самоотношением. В обозначенном аспекте образа «Я», связанного с отношением к себе, имее ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.soulpsyhology.ru