В деловом общении выделяют три аспекта — коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Коммуникативный аспект общения — это обмен информацией и ее понимание, причем средства коммуникации подразделяют на: речевые; невербальные (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистические (качество голоса, его тональность, диапазон); экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи); пространственно-временные (дистанция, время).
Проекты строительства домов из СИП панелей карточки в коллекции проекты домов из СИП панелей.
Интерактивный аспект общения — взаимодействие партнеров, в котором различают:
· сотрудничество;
· противоборство;
· уклонение от взаимодействия;
· однонаправленное содействие;
· контрастное взаимодействие;
· компромиссное взаимодействие.
Сотрудничество — общение, при котором оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.
Противоборство — общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.
Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного сотрудничества.
Однонаправленное содействие — один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества.
Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.
Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
Перцептивный аспект общения — это восприятие одним партнером другого. Оно зависит от личностных качеств воспринимающего, от его жизненного опыта, моральных установок, ситуаций и т.д.
Необходимо знать следующие особенности перцепции: идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия.
Идентификация — это уподобление себя другому, когда представление о внутреннем состоянии партнера вырабатывается на основе попытки поставить себя на его место.
Стереотипизация — это восприятие партнера на основе некого стереотипа, т.е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.
Рефлексия — попытка одного партнера детально представить и пережить то, как его воспринимает другой.
Обратная связь — это осмысление ответных реакций партнера по общению.
Эмпатия — это эмоциональный отклик на поведение и высказывание партнера.
Существуют социально-психологические методы общения: заражение, подражание, внушение, убеждение, мода.
Заражение — это бессознательное, стихийное принятие личности определенного психологического состояния.
Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях: авторитетности источника внушения; доверие к источнику внушения; отсутствия сопротивления внушающему воздействию.
Убеждение — это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого.
Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого. Самое массовое проявление подражания — следование моде и особенно неосмысленное молодежное копирование манеры одеваться и говорить.
Остановимся подробнее на рассмотрении сущности отдельных упомянутых методов общения.
Способ 6
Следите за тем, чтобы в ваш рацион входила только «здоровая» пища. Расстройство желудка и тяжесть способны испортить любое настроение. ...
Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в
современной психологии
№ явление
понятия, характеризующие эти явления
1. процессы: воображение, восприятие, забывание, запоминание, индивидуальные идеомоторика, инсайт, интроспекция , мотивация, внутренние мышление, научение, обобщение, ощущение, память, (психические) персонализация, повторение, представление, привыкание принятие решений, рефлексия, речь, са ...
Типологические характеристики в профессиональном самоопределении
Проблема выбора профессии всегда стояла перед людьми. Осуществляя этот выбор, каждый человек на что-то ориентируется: на внешние атрибуты профессии или на свои возможности и способности, которые зависят от личностных характеристик, поэтому эта тема актуальна не только для человека, но и для психологии. Человек реализует себя в течение в ...