Группа- это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп:
1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады);
2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);
3) по непосредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные;
4) по уровню развития: а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы диффузные; b) группы высокого уровня развития - коллективы;
5) по значимости: группы референтные и группы членства. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. Содержание деятельности совместной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие отношений межличностных, восприятие партнерами друг друга (-> перцепция социальная), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. А сформированные в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности. Группа - традиционный предмет социально-психологических исследований. При этом изучаются процессы, развивающиеся внутри группы, и сама группа как целостный субъект деятельности, включенный взаимодействием с другими группами в систему общественных отношений.
Группа: эффективность (эффективность деятельности группы). Отношение (по некоему критерию) достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может быть определено, только если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения результатов и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи обычно ограничивают число критериев, по коим оценивается эффективность. Выделяются два универсальных критерия:
1) продуктивность - чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство;
2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и пр.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта деятельности (-> уровень притязаний) и возможностью их осуществления. Сверх того, выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью коих пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы, - например:
3) всестороннее развитие личности;
4) бескорыстное и добросовестное отношение к труду;
5) общественно-политическая активность;
6) сплоченность и уровень управляемости коллектива;
7) ориентации ценностные и нормы ценностные;
8) величина и состав группы;
9) климат психологический в коллективе, и пр. Сложность определения эффективности деятельности группы по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие эффективности деятельности группы следует отличать от понятия результативности. Если принимаемые для оценки эффективности критерии измеримы количественно - например, по количеству произведенной продукции, или выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и прочему, -то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же применяются критерии психологические, неизмеримые количественно, то понятие результативности нельзя применять как синоним понятия эффективности. Особенно сложно измерение эффективности деятельности групп учебных. Обычно для них выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные способности обучаемых. Но опыт коллективообразующих форм обучения показывает, что как главный критерий психологический эффективности обучения, направленного на формирование высокоразвитой нравственной личности, должно выступать содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга. А это возможно преимущественно в условиях организованной деятельности совместной. Как признаки критерия содействия взаиморазвитию в группе учебной выступают:
Феномен группового давления
С точки зрения личности, включенной в группу, этот феномен будет называться феноменом конформизма. Конформизм
– изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Чаще говорят о конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, п ...
Сенсорное воспитание
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Конкретное определение содержания и методов сенсорного воспитания в педагогике зависит от того, как проблема развития восприятий и ощущений понимает ...
Проблема интенсификации чувственной деятельности и
её динамика в процессе учения. Адаптация и сенсибилизация
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Органы чу ...