Проблема выбора профессии всегда стояла перед людьми. Осуществляя этот выбор, каждый человек на что-то ориентируется: на внешние атрибуты профессии или на свои возможности и способности, которые зависят от личностных характеристик, поэтому эта тема актуальна не только для человека, но и для психологии. Человек реализует себя в течение всей своей жизни и основными сферами его самореализации являются в первую очередь профессиональная деятельность и личная жизнь. Становление человека является долгим социальным проектом, от успешности реализации которого зависит не только жизнь отдельных людей, но и процветание страны и человечества в целом. На что ориентируется человек, выбирая ту или иную профессию: на внешние атрибуты профессии, на свои возможности и способности, которые зависят от личностных характеристик каждого человека, вопрос непростой. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из легких, поэтому важно знать, какими профессиональными качествами обладаешь, чтобы самоактуализироваться. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования. Но как сделать этот выбор?
Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры, - это в первую очередь психологические особенности человека. Исследование проводилось на студентах Новосибирского Государственного Технического Университета третьего курса технических и экономических специальностей. Общее количество человек принявших участие в исследовании n=137. Для выявления типологических характеристик личности использовалась методика «Темперамент и психологический портрет» Д. Кейрси. Профессиональные ценности определяли с помощью методики «За и против» Н.С. Пряжникова. Профессиональные типы - методика Дж. Голланда и характеристики самоактуализирующейся личности методикой «САМОАЛ».
В распределении типов темперамента преобладают лица SJ - сенсорного планирующего типа, характеризуются исполнительностью и запланированностью – 50%. Второй тип интуитивно эмоциональный NF (характеризуется отзывчивостью и эмоциональностью). Раскованных, жизнерадостных, но малоорганизованных представителей сенсорного спонтанного типа (SP) – 13%. Лиц интуитивно рационального типа (NT) – 7% характеризует стремление к новому знанию ради знания. Получилось следующее распределение приоритетных профессиональных ценностей: важными оказались деньги – 18% и власть -17%. Получается деньги, в наше время являются определяющим при выборе профессии, а власть это то, что можно получить, имея деньги. Престиж оказался на последнем месте, т.к. респонденты исследования еще только получают образование. Среди профессиональных типов Дж. Голланда на первом месте предприимчивый тип 45% – энергичный, инициативный. На последнем месте – реалистичный тип 6% (мужской, несоциальный). Такую представленность профессиональных типов можно объяснить современными тенденциями в обществе, в котором требуется активность и предприимчивость. При выборе той или иной профессии необходимо сопоставлять тип личности с типом профессиональной среды. Предприимчивый тип, принадлежащий темпераменту SP автономный (rs = 0,56; р≤0,03) и положительная связь с аутосимпатией (rs = 0,54; р≤0,04). Профессиональный тип SP хорошо осознает свое положение (аутосимпатия), находясь в предприимчивой профессиональной среде, т.к. эта среда позволяет проявить ему инициативность. Предприимчивый тип, принадлежащий темпераменту NF положительно связан со «взглядом на природу человека» (rs = 0,48; р≤0,005). Такой предприимчивый тип верит в людей и могущество человеческих возможностей. Т.к. для темперамента NF важным являются люди, то и предприимчивый тип верит, что каждый человек способен на многое. Предприимчивый тип, принадлежащий темпераменту SJ хорошо осознает свое положение (rs = 0,27; р≤0,03) находясь в такой профессиональной среде. Темперамент SJ характеризуется запланированностью, то и его инициативность тоже продумана. Профессиональные ценности (Н.С. Пряжникова) со шкалами самоактуализационного теста по-разному связаны для типов темперамента: Для интуитивного эмоционального типа NF если на первом месте станет профессиональная ценность – деньги, то плохо будет осознаваться не только позиция в жизни (rs = - 0,4; p≤0,04), но и понимание себя (rs = - 0,36; p≤0,03). Это объясняется тем, что потеряется неотъемлемая часть этого типа как эмоциональность и отзывчивость по отношению к людям. Для темперамента SJ положительная связь денег с «ориентаций во времени» (rs = 0,31; р≤0,01) объясняется тем, что для SJ важно занять достойное место в социальной структуре общества, а деньги в некоторой степени могут в этом помочь. Потребность в познании для интуитивно рационального типа отрицательно связана со здоровье (rs =-0,96; р≤0,00001)). Для NT важно получать новое знание ради знания, поэтому в своем стремлении к познанию не обращает внимание на свое здоровье. Потребности в познании SJ будет мешать азарт жизни (rs = - 0,4; р≤0,006), т.к. этот тип темперамента привык действовать по плану, то не стандартные ситуации могут сбить его с намеченного плана. По результатам исследования мы сделали вывод, что тип темперамента Д. Кейрси дополняет качества профессиональных типов личности. Методика Дж. Голланда должна входит в арсенал профориентационных методик в комплексе с тестом Д. Кейрси и активизирующим опросником Н.С. Пряжникова. Необходима разработка методов практической работы в профессиональной ориентации на более простых подходах и понятных как клиентам, так и самим психологам-профконсультантам. Быстрыми темпами меняющаяся экономическая ситуация в стране влияет на то, что изменяется содержание и суть работы многих профессий и появляются новые профессии. Поэтому нужны методики, которые учитывали бы эти влияния в зависимости от времени с учетом развития экономики.
Методика "Свободная классификация"
Автор: Е.Я. Агаева
Апробация:
Цель: определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.
Стимульный материал: набор карточек с предметными изображениями.
Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: "Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько групп". Ребёнок д ...
Методика "Беседа"
Автор: А.Л. Венгер и М.Р. Гинзбург
Апробация:
Цель: выявление отношения к школе и учению.
Стимульный материал: вопросы (10).
Проведение обследования: обследование проводится в форме беседы. Ответы регистрируются.
Вопросы:
Ты любишь играть? Во что? (Обратить внимание, названа ли школа. Если да – зачеркнуть первый номер).
Играешь л ...
Социометрическое тестирование
Методика проведения социометрического опроса
Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос.
1. Социометрический опрос - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, ...