Слово «конфликт» происходит от латинского корня и означает «столкновение». В конфликте всегда имеются участники или субъекты (люди, организации, структуры и пр.), всегда существует предмет конфликта и причина конфликта (при этом причина конфликта может существенно отличаться от предмета) и проявляется конфликт во взаимоотношениях участников
Конфликт всегда является кульминационным проявлением некоей социальной напряженности, основа которой – нереализованные потребности социальных групп, вызывающие неудовлетворение.
С позиций социальной психологии под конфликтом понимается столкновение различных субъективных и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений. Следовательно, при анализе конфликтных ситуаций на уровне предприятия и его составляющих структур, нельзя абстрагироваться от состояния общественных отношений, экономики в целом, которые постоянно провоцируют межличностные конфликты. Характерно, что в сугубо личных конфликтах их участники зачастую склонны воспринимать и объяснять поведение друг друга социопрофессиональной, региональной или национальной принадлежностью.
При анализе источников возникновения конфликта надо иметь в виду, что конфликтная ситуация может иметь место задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. Следовательно, основные этапы и формы протекания социально-экономических конфликтов выявляются, начиная с анализа формирования и развития социальной напряженности.
В ее развертывании во времени можно выделить три основные стадии[1]:
- появление противоречий, зарождение напряженности;
- идентификация субъектов напряженности (лиц, групп, организационных структур, блокирующих достижение целей). На этом этапе происходит превращение объективно существующей ситуации в ее субъективное отображение в форме конфликтной ситуации;
- преодоление социальной напряженности.
Зарождение конфликтной ситуации и разворачивание ее в конфликт можно рассматривать как единый процесс, структуру которого схематично можно представить следующим образом[2] (см. рис. 1).
Рисунок 1
Структура конфликта как процесса
Тем не
Особенности формирование личности в многодетной семье на примере казахской
семьи
Проблема формирования личности ребенка в семье является одной из центральных тем в психологии. Именно в родительской семье закладываются основные базисные, психологические качества личности. К сожалению, долгое время внимание психологов было больше сосредоточено на формировании личности ребенка в общественных учреждениях, а семья, если ...
Сопротивления личности женщины среде пенитенциария
Проблема построения правового государства в современной России не может быть решена без целенаправленной работы по формированию правосознания и правовой культуры граждан. Правосознание и такой его элемент как социальные представления о справедливости, являющиеся предметом нашего исследования, выступают в качестве важнейшего регулятора п ...
Восьмицветовой тест Люшера[4]
Существует два варианта данного теста:
¨ классический (или традиционный) позволяет внутриличностные проблемы и конфликты;
¨ тест Филимоненко – измерение психофизиологического состояния человека.
Позволяет выявить внутреннее эмоциональное состояние ребенка на данный момент времени.
Достоинства данного теста:
1. скорость пров ...