Слово «конфликт» происходит от латинского корня и означает «столкновение». В конфликте всегда имеются участники или субъекты (люди, организации, структуры и пр.), всегда существует предмет конфликта и причина конфликта (при этом причина конфликта может существенно отличаться от предмета) и проявляется конфликт во взаимоотношениях участников
Конфликт всегда является кульминационным проявлением некоей социальной напряженности, основа которой – нереализованные потребности социальных групп, вызывающие неудовлетворение.
С позиций социальной психологии под конфликтом понимается столкновение различных субъективных и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений. Следовательно, при анализе конфликтных ситуаций на уровне предприятия и его составляющих структур, нельзя абстрагироваться от состояния общественных отношений, экономики в целом, которые постоянно провоцируют межличностные конфликты. Характерно, что в сугубо личных конфликтах их участники зачастую склонны воспринимать и объяснять поведение друг друга социопрофессиональной, региональной или национальной принадлежностью.
При анализе источников возникновения конфликта надо иметь в виду, что конфликтная ситуация может иметь место задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. Следовательно, основные этапы и формы протекания социально-экономических конфликтов выявляются, начиная с анализа формирования и развития социальной напряженности.
В ее развертывании во времени можно выделить три основные стадии[1]:
- появление противоречий, зарождение напряженности;
- идентификация субъектов напряженности (лиц, групп, организационных структур, блокирующих достижение целей). На этом этапе происходит превращение объективно существующей ситуации в ее субъективное отображение в форме конфликтной ситуации;
- преодоление социальной напряженности.
Зарождение конфликтной ситуации и разворачивание ее в конфликт можно рассматривать как единый процесс, структуру которого схематично можно представить следующим образом[2] (см. рис. 1).
Рисунок 1
Структура конфликта как процесса
Тем не
Этапы и правила эффективного слушания
Процесс эффективного слушания состоит из трех этапов.
Таблица 1
Название этапа
Цель этапа
Способы поддержки собеседника
1. Информационный
Дать собеседнику высказать свою точку зрения
поддакивание, побуждение, невербальная поддержка
2. Уяснение
Убедиться, что вы правильно его поняли
Выяснение, парафраз, о ...
Теоретический обзор особенностей воображения у
дошкольников с общим недоразвитием речи. Общая характеристика воображения
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно — на рубеже XIX—XX вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются ...
Психодиагностические методы и методики
Применение психодиагностических методик в практике работы с детьми школьного возраста может оказать неоценимую помощь в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания.
Диагностические методы дают возможность при помощи относительно кратких испытаний определить сравнительный уровень умственного р ...