Слово «конфликт» происходит от латинского корня и означает «столкновение». В конфликте всегда имеются участники или субъекты (люди, организации, структуры и пр.), всегда существует предмет конфликта и причина конфликта (при этом причина конфликта может существенно отличаться от предмета) и проявляется конфликт во взаимоотношениях участников
Конфликт всегда является кульминационным проявлением некоей социальной напряженности, основа которой – нереализованные потребности социальных групп, вызывающие неудовлетворение.
С позиций социальной психологии под конфликтом понимается столкновение различных субъективных и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений. Следовательно, при анализе конфликтных ситуаций на уровне предприятия и его составляющих структур, нельзя абстрагироваться от состояния общественных отношений, экономики в целом, которые постоянно провоцируют межличностные конфликты. Характерно, что в сугубо личных конфликтах их участники зачастую склонны воспринимать и объяснять поведение друг друга социопрофессиональной, региональной или национальной принадлежностью.
При анализе источников возникновения конфликта надо иметь в виду, что конфликтная ситуация может иметь место задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. Следовательно, основные этапы и формы протекания социально-экономических конфликтов выявляются, начиная с анализа формирования и развития социальной напряженности.
В ее развертывании во времени можно выделить три основные стадии[1]:
- появление противоречий, зарождение напряженности;
- идентификация субъектов напряженности (лиц, групп, организационных структур, блокирующих достижение целей). На этом этапе происходит превращение объективно существующей ситуации в ее субъективное отображение в форме конфликтной ситуации;
- преодоление социальной напряженности.
Зарождение конфликтной ситуации и разворачивание ее в конфликт можно рассматривать как единый процесс, структуру которого схематично можно представить следующим образом[2] (см. рис. 1).
Рисунок 1
Структура конфликта как процесса
Тем не
Мотивация в практической деятельности управленца
Закономерно было бы предположить, что мотивационные основания для привлечения психологических знаний руководителем имеют сложную структуру и во многом детерминированы не производственной необходимостью, а личностными потребностями человека, принимающего соответствующие решения. При этом ожидаемая эффективность (как по своей направленнос ...
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
За формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема.
Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, ...
Наблюдение №2
(см. Приложение 2; у каждого испытуемого номер – 1,2 слева направо)
1) оптико-кинетическая система
Руки: у 1прижаты к корпусу, ладонь у виска, закрывает часть щеки и рта – жест сомнения; по Пизу это жест, производный от жеста закрывания рукой глаз, то есть нежелания что-то видеть или от жеста закрывания рта при попытке солгать; стремл ...