Обобщенно-образный вид мышления соответствует третьему качественному уровню развития индивидуальной формы деятельности организма и осуществляется посредством условных рефлексов на соотношения обобщенных образов.
Базой протекания этих рефлексов являются временные связи между очагами возбуждения, каждый из которых представляет собой совокупность временных связей, отражающую общую часть взаимосвязей организма с объектами определенного ряда.
Обобщенно-образный вид мышления, используя методы: проб и ошибок, ассоциаций по сходству, на определенном уровне своего развития рождает новый метод – метод мышления посредством ассоциаций по контрасту. Суть этого метода - возбуждение временных связей, формирующих абстрактный образ какого-либо класса объектов при восприятии мозгом объектов противоположного класса, в результате чего происходит сравнение противоположностей.
По существу, эволюция гоминидов была эволюцией их мозга в направлении рождения его способности отражать и сравнивать противоположности, что и определило переход формы деятельности индивида на четвертый качественный уровень развития, определяемый рождением способности мозга формировать понятия.
С рождением общественного сознания – (которое является информационной базой развития индивидуального сознания всех последующих поколений индивидов) – в процессе его развития, развиваются потребности индивидов от потребностей биологических к потребностям творчества, познания, которые также являются основой формирования понятий. Но первые понятия, рождающегося вместе с ними человеческого сознания, могли быть только понятиями тех объектов, посредством которых индивиды удовлетворяли свои самые необходимые биологические потребности.
Для формирования в мозге человека первых понятий необходимо, чтобы индивид сравнил себя (образы представления собственных взаимосвязей с объектами определенного класса) с себе подобными (с образами представления взаимосвязей себе подобных с объектами этого же класса).
Но для того, чтобы это сравнение стало возможным, каждому индивиду необходимо отделить себя от себе подобных, т.е. сформировать абстрактные образы тех частей действительности, которые у человека современного вида определяются понятием «мое».
То есть первыми понятиями, рождающегося человеческого сознания, могли быть только понятия «мое» и «не мое», своим единством и «борьбой», – (имеющей характер сравнения всего того, что отражается этими понятиями) – рождающих понятие «я».
Все познается в сравнении, и познание себя не является исключением.
Поэтому для становления сознания современного ребенка совершенно необходимы игры в систему понятий «мое – не мое».
С началом изготовления гоминидами орудий многократного использования – (которые не выбрасывались после использования, а хранились для дальнейшего использования) – в их взаимоотношениях рождается вопрос о принадлежности определенных орудий определенным индивидам, т.к. у производителя орудия рождалось требование признать только за ним право пользоваться орудием собственного изготовления.
В конфликтах, возникающих по поводу принадлежности орудий, один и тот же класс взаимосвязей индивидов с одним и тем же рядом объектов (орудиями) делится на два противоположных: удовлетворяющий потребности (класс взаимосвязей с орудиями собственного изготовления) и не удовлетворяющий потребности в связи с возникновением конфликтов (класс взаимосвязей с чужими орудиями). В процессе сравнения этих классов взаимосвязей формируется абстрактный образ ряда орудий, которые также делятся на два противоположных класса: класс орудий, способный удовлетворять потребности индивида (мое орудие) и не способный удовлетворять его потребности (не мое орудие). То есть здесь диалектика объективного мира начинает отражаться в рождающемся индивидуальном сознании в виде диалектических систем понятий «мое – не мое» и «мое – не мое – я».
Наблюдение №1
(см. Приложение 1; у каждого испытуемого номер - от 1 до 8 слева направо)
1) оптико-кинетическая система
Руки: у 1,2,3,5 сцеплены пальцы, что говорит о нерешительности, скованности, некоторому разочарованию, стремлению скрыть отрицательное; руки перед собой на коленях, прижаты к туловищу – достаточно хорошее восприятие информации, с ч ...
Способ 3. «Улыбка – кнопка хорошего настроения»
Каждое утро, перед тем как встать, обязательно нажимайте ее. Ведь юмор - наиболее эффективное средство в борьбе с депрессией. Скажите себе, что это - чистый новый день, он будет чудесным, и улыбнитесь. При подавленном настроении просто незаменима хорошая комедия, юмористическая телепередача. Благодаря «сеансам» смеха снимается нервное н ...
Методика
В эксперименте приняли участи 54 женщины и 12 мужчин в возрасте 19-35 лет студентов и сотрудников факультета психологии МГУ им.Ломоносова, имеющих весь набор анализируемых данных. За участие в опыте испытуемые получали вознаграждение.
Процедура проведения эксперимента:
Три символа «решетка», разделенные между собой пробелами (# # #), ...